ИМПРЕССИОНИЗМ


Главная

Предисловие

Список сокращений и аббревиатур
Борис-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Ван Гог Винсент
Вламинк Морис де
Гейнсборо Томас
Гоген Поль
Грабарь Игорь Эммануилович
Дега Эдгар Илер Жермен
Делакруа Фердинар Виктор Эжен
Делоне Робер Виктор Феликс
Дени Морис
Дерен Андре
Добиньи Шарль Франсуа
Дюфи Рауль
Иванов Александр Андреевич
Иванов Сергей Васильевич
Констебл Джон
Коро Жан-Батист Камиль
Коровин Константин Алексеевич
Кузнецов Павел Варфоломеевич
Курбе Гюстав
ЛейбльВильгельм
Мане Эдуар
Марк Франц Мориц Вильхельм
Марке Альбер
Матисс Анри Эмиль Бенуа
Модильяни Амедео
Моне Клод Оскар
Моранди Джорджо
Пикассо Пабло
Писсарро Камиль
Пюви де Шаванн Пьер Сесиль
Редон Одилон
Ренуар Пьер Огюст

методическое пособие

СЕРОВ

Вобрав в себя и творчески переработав опыт мастеров портретного жанра, В. А. Серов создает уникальную галерею образов своих современников. С особой любовью он пишет портреты людей, в которых предстает прекрасная сущность жизни: детей, красивых женщин и подлинных интеллигентов, стремящихся к усовершенствованию мира, — портреты писателей Н. Лескова (1894) и А. Чехова (1901), художников К. А. Коровина (1891) и И. Левитана (1893), певцов А. Мазини (1890) и Ф. Шаляпина (1905, Третьяковская галерея, Москва), актрисы М. Ермоловой (1905). Примером удачного соединения нового мироощущения и традиций может служить восхитительный портрет О. К Орловой (1911, Русский музей, Санкт-Петербург).

При написании заказных портретов членов царской фамилии, аристократов и видных промышленников В. А. Серов разработал свою систему приемов и средств насыщения изображения ассоциативно-образным смыслом, которая позволяла ему, с одной стороны, создавать красивые и эффектные по художественному решению полотна, а с другой стороны, выражать свое негативное отношение к пошлости, высокомерию или грубому солдафонству, присущим оригиналу. Примером этому может служить портрет великого князя Павла Александровича (1897).

Принципиальная гражданская позиция В. А. Серова нашла свое выражение во время революционных событий 1905 г., когда он не только участвовал в сатирических антиправительственных изданиях, но и в знак протеста против расстрелов вышел из состава Академии художеств, возглавляемой главнокомандующим петербургскими войсками. В этот период он создает замечательные произведения «Солдатушки, бравы ребятушки...» (Русский музей, Санкт-Петербург) и «Похороны Баумана».

Размышляя над судьбами своей родины и обладая удивительным чувством исторического стиля, В. А. Серов создает целый ряд выдающихся работ, посвященных эпохе Петра I и его преемников. В конце жизни он обращается к мифологическим сюжетам и с помощью символов и аллегорий пытается воплотить свою мечту о светлом согласии человека и окружающего его мироздания («Похищение Европы», 1910; «Одиссей и Навзикая», 1909-1910 — обе в Третьяковской галерее, Москва).

В период расцвета творческого мастерства основными средствами художественного выражения для Серова стали линии контуров и цветовые силуэты, что заставляет говорить о его близости не к импрессионизму, а к постимпрессионизму с его плоскостным видением мира. Он отказывается от пространственности цвета, используя в основном некоторые оттенки серого, коричневого, черного и белого. Иногда, стремясь преодолеть импрессионистическое непостоянство формы, он обводил глухим черным контуром основные цветовые пятна, как бы останавливая их и придавая им непреходящее значение, прочно связывая их с плоской поверхностью полотна. Серов всегда стремился совместить в своем творчестве непосредственное восприятие натуры с объемно-пространственным решением своих произведений. Пространство в поздних портретах Серова, всегда заключенное между двумя плоскостями, постепенно сужается («Портрет И. А. Морозова», 1910, Третьяковская галерея, Москва).

"Девочка с персиками" (Портрет Веры Саввишны Мамоновой). 1887 г.

Зрелые работы В. А. Серова имеют много общего с работами Э. Дега и А. де Тулуз-Лотрека. С Э. Дега его роднит сходное понимание композиционных задач, то же пристрастие к ракурсам, точкам зрения с угла или сверху, иногда умышленная фрагментарность изображения, та же тенденция к обобщению линий контура, напряженно подчеркивающих большие плоскости. В картинах В. А. Серова, написанных в 1905-1910 гг., то же стремление распластать фигуру на фоне-экране, почти совпадающем с плоскостью полотна, что и на полотнах А. де Тулуз-Лотрека. Много общего у В. А. Серова и с синтетистами — последователями П. Гогена, в частности, с группой «Наби».

Многогранный талант художника проявился также в анималистическом жанре, в иллюстрации, в театрально-декоративном искусстве. Огромное значение имела его деятельность в качестве члена, а затем и главы Совета Третьяковской галереи.

• Литература:

Грабарь И. В. А. Серов. М., 1964.

Леняшин В. А. Портретная живопись В. А. Серова 1900-х годов. Л., 1980.

Сарабъянов Д. В. Серов. Альбом. Л., 1982.

Валентин Серов в переписке, документах и интервью. В 2-х т. Л., 1989.

СЕРОВ
   Начало страницы
   Назад    1    2    Вперед
   Главная
Hosted by uCoz