ИМПРЕССИОНИЗМ


Главная

Предисловие

Список сокращений и аббревиатур
Борис-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Ван Гог Винсент
Вламинк Морис де
Гейнсборо Томас
Гоген Поль
Грабарь Игорь Эммануилович
Дега Эдгар Илер Жермен
Делакруа Фердинар Виктор Эжен
Делоне Робер Виктор Феликс
Дени Морис
Дерен Андре
Добиньи Шарль Франсуа
Дюфи Рауль
Иванов Александр Андреевич
Иванов Сергей Васильевич
Констебл Джон
Коро Жан-Батист Камиль
Коровин Константин Алексеевич
Кузнецов Павел Варфоломеевич
Курбе Гюстав
ЛейбльВильгельм
Мане Эдуар
Марк Франц Мориц Вильхельм
Марке Альбер
Матисс Анри Эмиль Бенуа
Модильяни Амедео
Моне Клод Оскар
Моранди Джорджо
Пикассо Пабло
Писсарро Камиль
Пюви де Шаванн Пьер Сесиль
Редон Одилон
Ренуар Пьер Огюст

методическое пособие

Жанр портрета — один из древнейших в истории живописи, так как в далеком прошлом он имел культовое значение и отождествлялся с душой умершего человека. В античном мире были созданы настоящие шедевры этого вида искусства, идеализированного в Древней Греции и проникающего в самую суть личности в Древнем Риме. В средние века изображение человека регламентировалось строгими канонами и традициями. В эпоху Возрождения происходит становление портретного жанра, характеризующегося гуманистической верой в человека и глубоким пониманием его духовной жизни (Я. ван Эйк в Нидерландах, Донателло, Л. да Винчи, Рафаэль, Тициан в Италии, А. Дюрер, X. Хольбейн в Германии).

XVII-XVIII вв. отмечены интересом к психологии, внутреннему миру человека (Ф. Хале, Д. Велас кес, Ф. Гойя в Испании, М. К. Латур, А. Гудон во Франции, Т. Гейнсборо в Англии, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, Ф. И. Шубин в России). В XIX в. внимание художников привлекали люди, отличающиеся силой духа и живущие на пределе чувств и эмоций (Т. Жерико, Д. Энгр, Э. Мане, В. Ван Гог во Франции, О. А. Кипренский, И. Н. Крамской, И. Е. Репин в России).

В XX в. интерес к личности портретируемого сохраняется, однако отступает на второй план перед стремлением художника выразить свое понимание мира (П. Пикассо, А. Модильяни, А Бурдель во Франции, В. А Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, П. Д. Корин, С. Д. Лебедев в России).

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ (франц. postimpressionisme) — термин, обозначающий основные направления французской живописи на рубеже XIX-XX вв., возникшие за импрессионизмом и провозгласившие неприятие его художественного метода. Отправной точкой в истории постимпрессионизма считается середина 1880-х гг. Именно в это время состоялась последняя выставка импрессионистов и был опубликован «Манифест символизма» (1886) французского поэта Ж. Мореаса.

Многие из приверженцев постимпрессионизма в прошлом примыкали к импрессионизму, но постепенно они стали пытаться выразить новыми средствами не сиюминутное и преходящее в жизни, как это было у их предшественников, а длительное и наиболее существенное в ма териальном и духовном состоянии натуры.

Период постимпрессионизма характеризуется взаимодействием разнообразных творческих систем как отдельных художников, так и целых направлений. Так, П. Сезанн стремился отразить устойчивость и материальность окружающего мира. Голландский художник В. Ван Гог, выйдя на сверхчувственную выразительность формы и цвета, предвосхитил появление экспрессионизма.

Постимпрессионизм. П. Сезанн. «Натюрморт с апельсинами и яблоками». 1895-1900 гг.

П. Гоген в полотнах, посвященных быту и легендам Полинезии, пытался воплотить мечту о гармонии мира, о поэтическом единении человека и природы, проложив путь символизму и модерну. Его учениками и последователями стали художники образованной им Понт-Авенской школы и участники группы «Наби» (М. Дени, П. Серюзье, Э. Вюйар, П. Боннар и др). А. де Тулуз-Лотрека можно считать предшественником линейно-живописного строя и декоративной стихии стиля модерн. К постимпрессионизму относится и неоимпрессионизм с его опытами с цветом (Ж. Сера, П. Синьяк и др.).

Постимпрессионизм. А. де Тулуз-Лотрек. «Туалет». 1896 г.

П
   Начало страницы
   Назад    1    2    3    4    5    Вперед
   Главная
Hosted by uCoz