ИМПРЕССИОНИЗМ


Главная

Предисловие

Список сокращений и аббревиатур
Борис-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Ван Гог Винсент
Вламинк Морис де
Гейнсборо Томас
Гоген Поль
Грабарь Игорь Эммануилович
Дега Эдгар Илер Жермен
Делакруа Фердинар Виктор Эжен
Делоне Робер Виктор Феликс
Дени Морис
Дерен Андре
Добиньи Шарль Франсуа
Дюфи Рауль
Иванов Александр Андреевич
Иванов Сергей Васильевич
Констебл Джон
Коро Жан-Батист Камиль
Коровин Константин Алексеевич
Кузнецов Павел Варфоломеевич
Курбе Гюстав
ЛейбльВильгельм
Мане Эдуар
Марк Франц Мориц Вильхельм
Марке Альбер
Матисс Анри Эмиль Бенуа
Модильяни Амедео
Моне Клод Оскар
Моранди Джорджо
Пикассо Пабло
Писсарро Камиль
Пюви де Шаванн Пьер Сесиль
Редон Одилон
Ренуар Пьер Огюст

методическое пособие

ПИКАССО

Первый этап данного периода (1908-1912) — «аналитический» — отмечен развитием от простого разложения объектов на отдельные единицы и плоскости («Даниэль Анри Канвейлер», 1910, Художественный институт, Чикаго; «Абруаз Воллар», 1910, ГМИИ, Москва) к усилению стереометрических образований, которые практически вытесняют реальный облик натуры («Гитарист», 1911-1913, Музей Пикассо, Париж; «Афисьонадо», 1912, Художественный музей, Базель). На втором этапе (1912—1915) — «синтетическом» — традиционная живописная техника постепенно уступает место различным фактурным изыскам в виде графических знаков и коллажей из цветной бумаги, обрывков афиш, газет или обоев. Связанные воедино, они представляют собой сложное текстовое образование, отражающее не менее сложные отношения между разными способами передачи реальности («Моя красавица», 1914, частное собрание, Женева; «Композиция с виноградной гроздью и грушей», 1914, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Человек с трубкой», 1914, Музей Пикассо, Париж).

К 1915 г. кубистический метод Пикассо представляет собой хорошо разработанную систему. Он пользуется яркими звучными цветами, гармоничные сочетания которых, сливаясь, образуют коллаж («Человек с трубкой», 1915, Художественный институт, Чикаго; «Арлекин», 1915, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Игрова я комбинация, лежащая в основе кубизма, в конце 1910-х — начале 1920-х гг. переходит в театральные разработки (спектакль «Парад» труппы «Русские балеты» С. Дягилева) и в скульптуру, что проявляется в создании конструкций из бросовых материалов.

В начале 1920-х гг. П. Пикассо продолжает работать в кубистической манере («Три музыканта», 1921, Музей искусств, Филадельфия; вариант, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Танец», 1925, Галерея Тейт, Лондон). На его полотнах цветные плоскости в прерывистом ритме беспорядочно накладываются друг на друга, что в сочетании с резко противоположными красками создает зрительные ощущения джазовой музыки. Предметные композиции с античными статуями напоминают драматические сцены («Мастерская с гипсовой головой», 1925, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Натюрморт с античной головой», 1925, Национальный музей современного искусства, Париж).

«Старый еврей с мальчиком». 1903 г.

Но постепенно у художника зреет чувство неудовлетворенности, он начинает искать устойчивость в искусстве, что приводит его к новому периоду в творчестве — неоклассицизму. Большую роль в этом сыграло близкое знакомство с миром балетного искусства. В произведениях появляются классические черты и сюжеты. В тонких и изящных портретах этого периода, отмеченных четким рисунком и кажущейся небрежностью в живописной проработке фигуры, угадывается влияние Ж. О. Д. Энгра («Ольга Хохлова», 1917, Музей Пикассо, Париж; «Сидящий Арлекин», 1923, Национальный музей современного искусства, Париж). Однако пластическая форма понимается художником как особая формальная логическая категория, которой он произвольно оперирует, применяя смелые и неожиданные ракурсы, изменяя пропорции и т. д. («Три женщины у источника», 1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Женщины, бегущие по пляжу», 1922, Музей Пикассо, Париж; «Флейта Пана», 1923, Музей Пикассо, Париж; «Сидящая женщина», 1923, Галерея Тейт, Лондон).

Одновременно с неоклассицизмом во второй половине 1920-х гг. в творчестве П. Пикассо начинает развиваться сюрреалистическое начало («Мастерская модистки», 1926, Национальный музей современного искусства, Париж; «Художник и модель», 1926; «Большой натюрморт на круглом столе», 1931 — обе в Музее Пикассо, Париж). В его произведениях возникают причудливо искаженные образы, построенные на иррациональной системе ощущений, что нашло свое выражение в «конвульсивной красоте» и психическом автоматизме. Сложные, запутанные линии, образующие непонятные конфигурации, создают ощущение общего не контролируемого разумом, безотчетно тревожного состояния. Прекрасные женские тела превращаются в хаотичное собрание гладко выточенных деталей и становятся похожими на фантастических чудовищ со злобным оскалом и острыми конечностями («Сидящая купальщица», 1930, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Фигуры на берегу моря», 1931, Музей Пикассо, Париж).

ПИКАССО
   Начало страницы
   Назад    1    2    3    4    Вперед
   Главная
Hosted by uCoz