ЭКСПРЕССИОНИЗМ
(франц. ехpressionisme, от expression — выразительность, выражение) — литературно-художественное
направление, возникшее в начале XX в. и особенно ярко проявившееся в Германии
и Австрии. Его появление было очень тесно связано с деятельностью дрезденовского
объединения художников «Мост», основанного в 1905 г. Самыми первыми его участниками
были Э. Л. Кирхнер, Э. Хеккель, К. Шмидт-Роттлуф, Ф. Блайль, затем к ним присоединились
Э. Нольде и М. Пехштайн. В поисках новых выразительных средств они обращались
к африканской пластике, искусству немецкой готики и народному творчеству. Участники
«Моста» работали в жанре гравюры на дереве, что оказало сильное влияние на стилистику
их живописных работ.
Дальнейшее развитие экспрессионизма происходило в среде художников,
объединившихся в рамках группы «Синий всадник», возникшей в 1911 г., лидерами
которой были В. В. Кандинский и Ф. Марк. В нее входили А. Макке, П. Клее, А.
Явленский, Г. Кампендок, А. Кубин. Своим творчеством, основанным на мистицизме,
они пытались выразить внутренние закономерности, по которым развивается природа,
прибегая к отвлеченным красочным сочетаниям и формообразующим структурам.
Экспрессионизм. Э. Мунк. «Танец жизни». 1899-1900 гг.
ЭКСПРЕССИЯ (лат. expressio — выражение), экспрессивность
— термин, применяемый к натуре и художественному произведению и означающий выразительность,
силу проявления чувств и различных эмоциональных состояний. Как правило, служит
для характеристики силы воздействия произведения искусства в целом или его отдельных
деталей.
ЭТЮД (франц. etude, англ, study, нем. Studie) — художественное
произведение вспомогательного характера, выполненное с натуры и служащее для
ее изучения. В этюдах художник разрабатывает некоторые детали и образы будущей
композиции. Иногда, отталкиваясь от натуры, он создает отличную от нее работу
в расчете на задуманную картину. Этюды могут иметь вполне самостоятельное значение
и играть важную роль в творчестве живописца (пейзажные и фигурные этюды А. А.
Иванова).
|