ЛЕЙБЛЬ Вильгельм
(1844-1900) — немецкий живописец, график, один из крупнейших представителей
реализма XIX в.
Учился в Кёльне у Г. Бекера (1860-1863), в мюнхенской Академии
художеств у К. Пилоти (1864-1869). Жил и работал в Париже (1869-1870), в деревнях
Верхней Баварии и в Мюнхене (1873-1877), в Кутерлинге (1890-е). Совершил путешествие
в Бельгию и Голландию (1898). Писал в основном портреты и бытовые сценки в интерьере
и пейзаже из жизни патриархального баварского крестьянства, в которых с большой
жизненностью и пластической силой стремился воспроизвести яркие народные типы
(«Старый господин Пал-ленберг», 1871; «Общество за столом», 1870-1873 — обе
в Музее Валлраф-Рихартц-Людвиг, Кёльн; «Охотник с собакой», 1876, не сохранилась).
Ранний период творчества отмечен влиянием французской реалистической
живописи, в частности работ Г. Курбе («Критики», 1867-1868, частное собрание;
портрет Пала Синеи-Мерше, 1869, Музей изобразительных искусств, Будапешт; «Старая
парижанка», 1869; «Кокотка», 1870 — обе в Музее Вальраф-Ри харц, Кёльн), а зрелый
— старых немецких мастеров («Жительницы Дахау в трактире», 1874-1875, Национальная
галерея Берлин-Далем; "Неравная пара", 1876-1877, Штеделевский художественный
институт, Франкфурт-на-Майне; «Деревенские политики», 1876-1877, Собрание О.
Рейнхарта).
«Прядильщица». 1892 г.
Поздние работы написаны в свободной импрессионистической манере,
когда локальный свет переходит в новое живописное качество под влиянием пленэрных
рефлексов (портрет ветеринара Рейндля, 1890; Новая пинакотека, Мюнхен; «Прядильщица»,
1892, Музей изобразительных искусств, Лейпциг; «В кухне», 1898; «Девушка у окна»,
1899 — обе в Музее Валлраф-Рихартц-Людвиг, Кёльн).
«Портрет ветеринара Рейндля». 1890 г.
В. Лейбль был прекрасным рисовальщиком, но никогда не делал
на холсте предварительных рисунков. Начинал он обычно с самых ответственных,
по его мнению, деталей портрета: лба и глаз. Затем он тщательно перемешивал
краски на палитре и наносил их твердо и энергично на холст ровным слоем, пользуясь
при этом либо широкими мазками одного цвета, либо легкими мазками разных оттенков.
Его работы отличались высокой материальностью форм и тонким
чувством цвета.
• Литература:
Немецкие реалисты XIX века. Из художественных собраний ФРГ.
Каталог выставки. М.-Л., 1974.
|