РАКУРС (от франц.
raccourci — сокращение, укорачивание) — сокращение размеров и формы изображенных
предметов и фигур при их удалении от глаз по законам линейной перспективы. Как
правило, ракурс применяется к тем объемам, которые в целом или по частям рассматриваются
с неожиданных точек зрения или в необычных поворотах (снизу вверх, сверху вниз,
при сильном приближении и т. д.). Смелыми и рискованными ракурсами любили пользоваться
импрессионисты, разрушая традиционные правила композиции (Э. Дега, Г. Кайботт
и др.).
Ракурс. Э. Дега. «Купание». 1886 г.
РАМА (франц. cadre, англ, frame, нем. Rahmen) — чаще
прямоугольное, реже овальное, круглое или многоугольное оформление картины по
периметру. Основное назначение рамы — отделить изображение от окружения, придать
работе композиционную завершенность и сосредоточить внимание зрителя на полотне.
Рама возникла вместе с картиной в XIV в. и составляла с ней единое смысловое
и декоративное целое, так как алтарная рама представляла собой подобие позолоченного
готического храма. Затем отношение между рамой и картиной и сам внешний вид
рамы претерпевали значительные изменения. Но рама продолжала сохранять свой
золотой цвет иконного фона. Импрессионисты впервые стали окрашивать рамы в светлые
тона (белый, желтый, розовый, фиолетовый).
РЕФЛЕКС (от лат. reflexus — отраженный) — термин, обозначающий
отсвет цвета и света на поверхности предмета, падающий от окружающих объектов,
например неба или соседних предметов. Точная фиксация рефлекса помогает более
полно передать объем, показать богатство цветов и оттенков изображаемой натуры,
вызванное их сложной взаимосвязью. Проблема рефлекса решалась в живописи уже
в творчестве Л. да Винчи, но все ее многообразие предстало перед живописцами
в связи с задачами пленэра. Ее решение приобрело систематический характер у
импрессионистов, особенно в пейзажах К. Моне.
Рефлекс. К. Моне. «В саду». 1875 г.
РИТМ (греч. rhythmos, от rhe os — поток) — повторение
соизмеримых элементов в рамках одного произведения, мощное выразительное средство,
отражающее в пространственных чередованиях присущие природе временные и пространственные
закономерности, взаимосвязи, динамику движения. Ритм может быть монотонным,
размеренным или нарушаться специальными акцентами или пропусками повторяющихся
деталей. Ритмика художественного произведения может быть явной (в архитектуре)
или скрытой и проявляться, например, в сложном и напряженном взаимодействии
теплых и холодных тонов (П. Сезанн) или наделенных внутренней энергией мазков
живописца (В. Ван Гог).
Ритм. П. Сезанн. "Окрестности Гарданна". 1885-1886
|