ИМПРЕССИОНИЗМ


Главная

Предисловие

Список сокращений и аббревиатур
Борис-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Ван Гог Винсент
Вламинк Морис де
Гейнсборо Томас
Гоген Поль
Грабарь Игорь Эммануилович
Дега Эдгар Илер Жермен
Делакруа Фердинар Виктор Эжен
Делоне Робер Виктор Феликс
Дени Морис
Дерен Андре
Добиньи Шарль Франсуа
Дюфи Рауль
Иванов Александр Андреевич
Иванов Сергей Васильевич
Констебл Джон
Коро Жан-Батист Камиль
Коровин Константин Алексеевич
Кузнецов Павел Варфоломеевич
Курбе Гюстав
ЛейбльВильгельм
Мане Эдуар
Марк Франц Мориц Вильхельм
Марке Альбер
Матисс Анри Эмиль Бенуа
Модильяни Амедео
Моне Клод Оскар
Моранди Джорджо
Пикассо Пабло
Писсарро Камиль
Пюви де Шаванн Пьер Сесиль
Редон Одилон
Ренуар Пьер Огюст

методическое пособие

РАКУРС (от франц. raccourci — сокращение, укорачивание) — сокращение размеров и формы изображенных предметов и фигур при их удалении от глаз по законам линейной перспективы. Как правило, ракурс применяется к тем объемам, которые в целом или по частям рассматриваются с неожиданных точек зрения или в необычных поворотах (снизу вверх, сверху вниз, при сильном приближении и т. д.). Смелыми и рискованными ракурсами любили пользоваться импрессионисты, разрушая традиционные правила композиции (Э. Дега, Г. Кайботт и др.).

Ракурс. Э. Дега. «Купание». 1886 г.

РАМА (франц. cadre, англ, frame, нем. Rahmen) — чаще прямоугольное, реже овальное, круглое или многоугольное оформление картины по периметру. Основное назначение рамы — отделить изображение от окружения, придать работе композиционную завершенность и сосредоточить внимание зрителя на полотне. Рама возникла вместе с картиной в XIV в. и составляла с ней единое смысловое и декоративное целое, так как алтарная рама представляла собой подобие позолоченного готического храма. Затем отношение между рамой и картиной и сам внешний вид рамы претерпевали значительные изменения. Но рама продолжала сохранять свой золотой цвет иконного фона. Импрессионисты впервые стали окрашивать рамы в светлые тона (белый, желтый, розовый, фиолетовый).

РЕФЛЕКС (от лат. reflexus — отраженный) — термин, обозначающий отсвет цвета и света на поверхности предмета, падающий от окружающих объектов, например неба или соседних предметов. Точная фиксация рефлекса помогает более полно передать объем, показать богатство цветов и оттенков изображаемой натуры, вызванное их сложной взаимосвязью. Проблема рефлекса решалась в живописи уже в творчестве Л. да Винчи, но все ее многообразие предстало перед живописцами в связи с задачами пленэра. Ее решение приобрело систематический характер у импрессионистов, особенно в пейзажах К. Моне.

Рефлекс. К. Моне. «В саду». 1875 г.

РИТМ (греч. rhythmos, от rhe os — поток) — повторение соизмеримых элементов в рамках одного произведения, мощное выразительное средство, отражающее в пространственных чередованиях присущие природе временные и пространственные закономерности, взаимосвязи, динамику движения. Ритм может быть монотонным, размеренным или нарушаться специальными акцентами или пропусками повторяющихся деталей. Ритмика художественного произведения может быть явной (в архитектуре) или скрытой и проявляться, например, в сложном и напряженном взаимодействии теплых и холодных тонов (П. Сезанн) или наделенных внутренней энергией мазков живописца (В. Ван Гог).

Ритм. П. Сезанн. "Окрестности Гарданна". 1885-1886

Hosted by uCoz