СИНЬЯК Поль (1863-1935)
— французский живописец, график, теоретик искусства, общественный деятель, один
из основоположников неоимпрессионизма.
Родился в состоятельной семье владельца магазина. Не получил
систематического художественного образования. Творческая манера сформировалась
в основном под влиянием творчества импрессионистов, в особенности К. Моне («Предместье
Парижа», 1883, Музей Орсэ, Париж; «Сен-Бриак. Крест моряков», 1885, частное
собрание, Париж; «Сена в Аньере», 1885, частное собрание, Париж). После знакомства
с Ж. Сера с увлечением изучает научные работы Э. Шеврейля, Г. Л. Ф. Гельмгольца
и др., посвященные закономерностям взаимоотношений света и цвета. Удостоверившись
на практике, что звучание цвета усиливается, если краски не смешивать на палитре,
а наносить их на холст мелкими мазками, П. Синьяк начинает писать раздельными
точками чистого цвета и становится активным пропагандистом и теоретиком нового
художественного метода — дивизионизма, или пуантилизма.
"Гавань в Марселе". Ок 1906-1907 гг.
Главное место среди пейзажных работ П. Синьяка занимают марины
с изображением средиземноморского побережья Франции.
В 1887 г. он побывал в небольшом южном городке Коллиур и написал
там серию работ в новой живописной манере, отмеченных сильным влиянием Ж. Сера
(«Порт Коллиур», 1887, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Вид Коллиура»,
1887, частное собрание, Нью-Йорк). В них художник тонко и удивительно верно
передает все особенности средиземноморского освещения, используя для этого причудливую
мозаику из мелких мазков синего, фиолетового, зеленого, желтого и красного цветов.
Принимая в целом манеру Ж. Сера, П. Синьяк тем не менее приспосабливает
ее к своему видению мира, отказываясь от космического восприятия окружающей
природы.
П. Синьяк всегда стоит на земле и отсюда воспринимает все
происходящее, поэтому природа на его полотнах более обыденная, а потому более
близкая и знакомая («Пинии и паруса», 1896, частное собрание; «Песчаный берег
моря», 1890, ГМИИ, Москва; «Лодки на солнце», 1891, частное собрание; «Красный
буй», 1895, Музей Орсэ, Париж; «Сен-Тропез» 1897. Музей Аннонсиад, Сен-Тропез;
«Порт Роттердама», 1907, Музей Бойманс ван Бейнинген, Роттердам; «Марсельский
порт», 1907, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Сосна в Сен-Тропезе», 1909, ГМИИ, Москва).
|