МОНЕ Клод Оскар
(1840-1926) — выдающийся французский живописец, глава отечественного импрессионизма.
К. Моне начал свою творческую деятельность еще в юном возрасте
с написания смешных карикатур, которые он выставлял в витрине гаврского окантовщика,
а первые уроки живописи получил у пейзажиста Э. Будена, скитаясь с ним по побережью
и постигая приемы работы на открытом воздухе.
Вопреки желанию родителей, которые хотели, чтобы он поступил
в парижскую Школу изящных искусств, молодой К. Моне, оказавшись в столице, с
головой уходит в богемную жизнь и завязывает многочисленные знакомства в артистической
среде. Лишенный материальной поддержки родных, он вынужден идти в армию, но
и после возвращения из Алжира, где проходила его нелегкая служба, он не изменил
свой образ жизни. В Париже он знакомится с И. Ионкиндом, который увлек его работой
над натурными этюдами. По настоянию родителей К. Моне некоторое время работает
у Тульмуша, а затем в мастерской популярного в то время Ш. Глейра, но формирование
его творческого метода происходит все-таки не в студии, а в совместной работе
на природе с близкими ему по духу художниками. Это в первую очередь О. Ренуар,
Ф. Базиль, А. Сислей, которые, вдохновленные примером Э. Мане, искали свой путь
от условного совершенства официально признанного искусства к правде жизни.
Первой значительной работой, подводящей итоги творческих поисков
этого периода, стал для К. Моне «Завтрак на траве» (1865-1866), написанный им
вслед за одноименной программной работой Э. Мане. Сама работа до нас не дошла:
художник оставил ее в счет уплаты за жилье в деревушке Шайи, в окрестностях
которой он работал. Но сохранилась ее уменьшенная копия, позволяющая составить
общее представление о картине. Сюжет картины прост: на опушке леса расположились
несколько мужчин и нарядно одетых женщин. Сочная темно-зеленая гамма с вкраплениями
коричневого и черного напоминает традиции художников барбизонской школы, но
в отличие от их сгущающегося сумрака и движений «влажной» живописной атмосферы,
возникающих из нюансов тонального письма, полотно наполнено прозрачным, восхитительным
в своей обыденности и реальности воздухом.
«Лодки и мост в Аржентёе». 1874 г.
«Вокзал Сен-Лазар». 1877 г.
Чтобы так передать световоздушную среду, надо было не только
выйти на природу, но и по-новому увидеть предметы, отказавшись от тех правил,
которым учили при работе в мастерских, и полностью довериться своему зрению.
«Забыв» такие основополагающие принципы академической живописи, как рисунок
и постепенный переход от света к тени, К. Моне составляет и фигуры, и пейзаж
из обобщенных световых пятен, оттенки и цвет которых зависят только от освещения,
нет четких контуров предметов: они как бы смазаны легким движением воздуха.
Ощущение движения воздуха усиливается и самой фактурой картины: она перестает
быть гладкой, а состоит из отдельных пятен-мазков.
«Скалы в Бель-Иль». 1886 г.
|