ВАН ГОГ Винсент
(1853-1890) — голландский живописец, рисовальщик, офортист и литограф, один
из крупнейших представителей постимпрессионизма.
Родился в небольшой северобрабантской деревне в семье священника.
В 16 лет становится продавцом картин в салонах фирмы Гупиль, но в 23 года, охваченный
мечтой помочь самым обездоленным, он, подобно своему отцу, решает стать проповедником
Библии и уезжает на юг Бельгии в шахтерский поселок Боринаж. Но, столкнувшись
с беспросветной нищетой и полным безразличием церковных властей, навсегда порывает
с официальной религией.
Именно в Боринаже он впервые осознает себя сложившимся художником
и принимает на себя новую миссию служения обществу посредством своего искусства.
Судьбе было угодно, чтобы последнее десятилетие своей жизни В. Ван Гог провел
с ощущением радости от своего творчества, ведя полуголодное существование на
деньги своего брата Тео, единственного человека, который поддерживал его до
самого конца.
"Красные виноградники в Арле". 1888 г.
«Подсолнечники». 1888 г.
Некоторое время В. Ван Гог брал уроки у голландского художника
Мауве, но дальнейшее совершенствование его творчества проходило, по его же собственным
словам, с помощью «непрестанного изучения натуры и сражения с ней». Главные
герои картин голландского периода — крестьяне, изображенные за своими повседневными
занятиями («Крестьянка», 1885, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло).
Показательным является полотно «Едоки картофеля» (1885, Собрание В. Ван Гога,
Ларен), в котором В. Ван Гог отдаст дань своему кумиру французскому живописцу
Ж Ф Милле. Картина написана в темной гамме, напоминающей цвет обрабатываемой
крестьянами земли Однако не цвет, по признанию автора, занимает его в первую
очередь, а форма. И тем не менее, за приглушенными сероватыми тонами уже ощущается
та насыщенная цветовая основа, которая вырвется наружу в зрелый период творчества
живописца.
Смутное желание обновления, творческие поиски художественного
метода привели его в Париж, где он знакомится с импрессионистами, изучает теорию
цвета Э. Делакруа, увлекается плоскостной японской гравюрой и фактурной живописью
Монтичелли. Здесь, в Париже, он пишет полные света импрессионистические картины
с изображением букетов цветов, видов Монмартра, окрестностей Парижа, выполняет
несколько портретных работ («Холмы Монмартра», 1887, Городской музей, Амстердам).
Но жизнь большого города утомляет В. Ван Гога, и в феврале
1888 г. он уезжает в Арль, чтобы вернуться к земле и к тем, кто на ней трудится.
Пребывание в этом южном городе вернуло ему утраченные силы, именно здесь полностью
раскрывается его талант живописца и окончательно формируется его неповторимый
индивидуальный стиль. В. Ван Гог создает свои многочисленные картины в порыве
вдохновения, контролируя разумом свое восторженное чувственное восприятие природы.
Он уже не стремится к передаче «впечатления» от увиденного, а изображает его
квинтэссенцию в сочетании со своими собственными переживаниями. В этом ему помогает
приобретенный в Париже опыт по выработке собственного языка цвета, имеющего
эмоциональное и символическое звучание, а также использование волевых контуров,
упрощающих форму, динамичных мазков, задающих изображению определенный ритм,
и пастозную фактуру, передающую вещественность мира.
Свою любовь и восхищение природой Прованса В. Ван Гог выразил
в многочисленных пейзажах, находя свою цветовую гамму и пластическое решение
для каждого изображаемого времени года («Жатва. Долина Ла-Кро», 1888; «Рыбачьи
лодки в Сент-Мари», 1888; «Вороны над полем пшеницы», 1890; «Ветка миндаля»,
1890 — все в Фонде В. Ван Гога, Амстердам).
Показательна в этом отношении картина «Красные виноградники»
(1888, ГМИИ, Москва), построенная на контрасте дополнительных цветов, обогащенных
гаммой теплых и холодных красок.
Главное действующее лицо арльских пейзажей В. Ван Гога — солнце,
а доминирующий цвет — желтый, цвет солнца, зрелого хлеба и подсолнухов, ставших
для художника символом дневного светила («Подсолнечники», 1888, Новая пинакотека.
Мюнхен).
|