КОНСТЕБЛ Джон (1776-1837)
— выдающийся английский пейзажист, оказавший влияние на формирование импрессионистического
направления в Англии.
Родился в семье мельника. Учился в Королевской Академии (с
1799), но формирование живописной манеры происходило в основном самостоятельно
под влиянием творчества К. Лоррена, Р. Уилсона и Т. Гейнсборо. Работал в Лондоне
и Суффолке. Все свои пейзажи, начиная с самых ранних, пишет под впечатлением
от непосредственного наблюдения за природой. Основным мотивом его творчества
было изображение английских ландшафтов, в которых он стремился отразить свое
отношение к родной земле. В 1810-х гг. пишет несколько великолепных пейзажей
с рекой Стур, видами городка Солсбери, моря в Брайтоне и др. («Мельница в Флэтфорде»,
1817, Галерея Тейт, Лондон). В каждой картине отражено особое, присущее только
ей одной настроение, конкретная местность, но в целом они представляют типичные
черты английской природы: переменчивую погоду, пропитанный влагой воздух, могучий
ветер, дующий с океана и гонящий по небу облака.
Композиция некоторых его картин отличается особой величавостью
и некоторой приверженностью традициям. Таковы, например, «Собор в Солсбери из
сада епископа» (1823, Музей Виктории и Альберта, Лондон) и «Хлебное поле» (1826,
Национальная галерея, Лондон). Последняя картина, праздничная и солнечная, была
особенно дорога сердцу художника, который считал, что труд на лоне природы должен
всегда приносить человеку радость.
Большое значение придавал Дж. Констебл небольшим по размеру,
написанным в свободной манере пейзажам, напоминающим этюды с натуры («Хижина
среди хлебного поля», ок. 1832, Музей Виктории и Альберта, Лондон; «Вид на Хайгет
с Хэмптедских холмов», ок. 1834, ГМИИ, Москва). Основное их предназначение он
видел в запечатлении отдельных конкретных предметов и явлений, которые в своей
совокупности способствовали целостной передаче общего состояния природы.
«Пляж в Брайтоне и угольщики». 1824 г.
Этюды помогали Дж. Констеблу изображать смену этих состояний,
наполняя его произведения динамикой и придавая им драматическую окраску (этюды
«Морской берег. Бурная погода», 1827, Королевская Академия, Лондон; «Пруд возле
Бранч-Хил, Хемпстед», ок. 1821-1827; «Вид с Хемпстеда в восточном направлении»,
1823; «Пляж в Брайтоне и угольщики», 1824 — все в Музее Виктории и Альберта,
Лондон).
Объектом его пристального внимания было небо, этюды с его
изображением он называл специальным словом — «скайинг» ( от англ. sky — небо).
В описании природы он передавал удивительные по своей редкостной свежести оттенки,
впечатляющие контрасты света и тени и выразительную пластику движений.
В 1820-х гг. Дж. Констебл создает свои лучшие работы, большие,
по его выражению, «шестифутовые» картины, предваряя их написанием аналогичных
по размеру эскизов (эскизы к картине «Телега для сена», 1821, Национальная галерея,
Лондон).
Выбранная им монументальная форма как нельзя лучше соответствует
величественному, подчас героическому, содержанию большинства из них («Вид на
собор в Солсбери с реки», ок. 1827-1829, Национальная галерея, Лондон).
При жизни Дж. Констебл не получил признания своих соотечественников,
впервые его работы были по достоинству оценены во Франции, где в 1824 г. в Салоне
были выставлены три его картины, одна из которых — «Телега для сена».
Большое влияние творчество Дж. Констебла оказало на молодых
французских художников, будущих импрессионистов, которые восхищались его мастерством
в изображении неба с освещенными облаками, умением передавать переменчивые состояния
природы и использованием тонкой системы валёрных отношений.
"Телега для сена". 1821 г.
• Литература:
Лесли Ч. Р. Жизнь Д. Констебля, эсквайра. Пер. с англ. М.,
1964.
Чегодаев А. Д. Джон Констебль. М., 1968.
|