ДЕРЕН Андре (1880-1954)
— французский живописец, скульптор, книжный иллюстратор, гравер, один из основателей
фовизма.
Живописью начал заниматься в Шату в 1895 г. под руководством
местного художника. Учился в Париже в академии Карьера (1898-1900), где познакомился
с А. Матиссом, Ж. Пюи и А. Марке. А. Дерен был большим поклонником творчества
В. Ван Гога и П. Сезанна, восхищался экспрессивностью цвета на полотнах П. Гогена.
В 1900 г. сблизился с М. Вламинком, работая с ним над пейзажами в окрестностях
Шату, которые несли на себе явный отпечаток фовизма.
Пейзажи, написанные Дереном в 1900-х гг., отмечены экзальтацией
цвета, буквально растворяющего очертания реально существующих предметов («Порт
в Гавре», 1905-1906; «Дорога среди гор», 1907 — оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург;
«Виноградники весной», ок. 1906, Художественный музей, Базель).
В лондонских пейзажах этого периода преобладающими являются
мощные созвучия синих и зеленых тонов («Темза», Городской музей, Амстердам;
«Вестминстерский мост», частное собрание).
В 1907 г. Дерен знакомится с П. Пикассо и с художниками из
его окружения, что в значительной степени повлияло на его живописную манеру.
В лаконичных формах и в сдержанной палитре пейзажей и натюрмортов ясно проглядывает
отпечаток творчества П. Сезанна и раннего кубизма («Монтрёйсюр-Мер. Гавань»,
1910; «Роща», ок. 1912 — обе в Эрмитаже, Санкт-Петербург; «Старый мост в Канне»,
1910, Национальная галерея, Вашингтон; «Натюрморт на столе», 1910, Национальный
музей современного искусства, Париж; «Гавань в Провансе», 1912, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В портретах и сюжетных композициях с человеческими фигурами слышны отголоски
старых европейских мастеров и наивного искусства («Тайная вечеря», 1913, Художественный
институт, Чикаго; Люси Канвейлер», 1913, Национальный музей современного искусства,
Париж; «Субботний день», 1911-1914, ГМИИ, Москва; «Девушка в черном», 1914,
Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Девушка», 1914, Музей Пикассо, Париж).
«Две шлюпки». 1906 г.
«Гавань в Провансе». 1912 г.
В 1914-1918 гг. А. Дерен воевал на фронтах первой мировой
войны, а после ее окончания сотрудничал с балетной труппой С. П. Дягилева. В
1921 г. посетил Рим. В 1920-х гг. А. Дерен становится одним из ведущих художников-неоклассицистов.
Он создает картины, на которых плавные изгибы фигур танцовщиц, персонажей комедии
дель арте, обнаженных очерчены четкими и ясными линиями, а пластичные объемы
выстраиваются в хорошо продуманные композиции («Обнаженная с кошкой», 1923.
частное собрание; «Обнаженная с кувшином», 1923-1924, Музей Оранжери, Париж;
«Пьеро и Арлекин», 1924. частное собрание, Париж). Дерен постоянно совершенствовал
свое искусство, копируя росписи Помпеи, полотна мастеров кватроченто, болонских
академиков, Караваджо, К. Коро, О. Ренуара и постигая особенности их стиля,
которые затем с успехом применял на практике («Две обнаженные женские фигуры
и натюрморт», 1935, Собрание П. Леви, Франция; «Натюрморт», 1939, Галерея П.
Матисса, Нью-Йорк; «Мрачный пейзаж», ок. 1950, Собрание П. Леви, Франция).
|