ПЮВИ ДЕ ШАВАНН
Пьер Сесиль (1824-1898) — французский живописец, один из крупнейших монументалистов
конца XIX в.
Получил гуманитарное образование, но после поездки в Италию
(1847, 1848) увлекся живописью. Учился у А. Шеффера, Э. Делакруа, Т. Кутюра.
Испытал влияние Т. Шассерио. Первыми его значительными работами были декоративные
росписи, выполненные им в 1854 г. для дома своего брата («Возвращение блудного
сына», «Времена года»).
С 1860-х гг. художник получает многочисленные заказы на монументальные
работы: для дворца Лоншан в Марселе («Массилия — греческая колония», «Марсель
— врата на Восток». 1869), для дворца искусств в Лионе («Священная роща, излюбленная
искусствами и музами», 1883-1886), — в которых он стремился с помощью красок
и форм найти пластический эквивалент идеи, душевного или эмоционального состояния.
Так, «Видение античности. Символ формы» (ок. 1887-1890, Институт Карнеги, Питсбург)
символизирует Золотой век в жизни человечества, когда люди пребывали в согласии
с природой и друг с другом.
Представленные на полотнах величественные и совершенные образы
немногочисленны, свободное пространство заполнено отголосками мыслей, чувств,
образующих особую одухотворенную среду. Организующим стержнем картины является
величественный, плавный и размеренный ритм, который придает происходящему поистине
эпическое значение. В художественном воплощении идеи у П. Пюви де Шаванна большое
значение имеет пейзаж — активное пластическое и духовное пространство для разворачивающегося
действия. И хотя художник никогда не писал с натуры, стараясь создать обобщенный
и прекрасный образ природы, на его полотнах всегда можно узнать поэтические
ландшафты Нормандии, Пикардии и Бургундии.
"Девушки на берегу моря". 1879 г.
"Сострадание". 1887 г.
Стремление П. Пюви де Шаванна воскресить в своем творчестве
античные идеалы нашло горячий отклик у его современников, и его работы пользовались
у них неизменным успехом («Жизнь св. Женевьевы», 1874-1898, Пантеон, Париж;
«Девушки на берегу моря», 1879, Музей Орсэ, Париж; «Науки и искусства», 1887-1889,
Сорбонна, Париж; «Времена года», «Добродетели» — обе 1889-1893, Ратуша, Париж;
«Музы», 1893-1895, Публичная библиотека, Бостон).
• Литература:
Тугендхолъд Я. Пюви де Шаванн. СПб., 1911.
|