ДЕЛАКРУА Фердинан
Виктор Эжен (1798-1863) — французский живописец и график, глава романтизма во
французской живописи, колористические искания которого оказали большое влияние
на формирование импрессионистического направления.
С 1816 по 1822 гг. учился в мастерской классициста П. Н. Герена
в Париже.
Изучал живопись старых мастеров в Лувре, увлекался английской
живописью, особенно творчеством Дж. Констебла, большое влияние на него оказало
искусство Т. Жерико. В 1825 г. посетил Англию, затем Алжир, Марокко, Испанию
и Бельгию.
Первая самостоятельная работа Э. Делакруа «Данте и Вергилий»
(«Ладья Данте», 1822, Лувр, Париж), написанная на сюжет «Божественной комедии»,
принесла ему широкую известность и заставила заговорить о рождении нового художника-романтика.
Мощное эмоциональное воздействие этого полотна в первую очередь объяснялось
нетрадиционным использованием цвета. В отличие от классицистов, отводящих ему
второстепенное по сравнению с рисунком место, Э. Делакруа считает цвет важнейшим
элементом живописи. Цветовое звучание «Данте и Вергилия» усиливается использованием
контрастных тонов: яркие пятна красного и синего в изображении одежды и светлых
оттенков обнаженных тел резко выделяются на зеленовато-синем и коричневом фоне.
Той же страстностью, напряженным драматизмом и протестом против
всякого насилия отмечены более поздние работы, такие как «Резня на Хиосе» (1824,
Лувр, Париж) и «Греция на развалинах Миссолонги» (1827, Музей, Бордо), представляющие
собой отклик художника на события героической борьбы Греции против турецкого
нашествия.
Во время пребывания в Англии (1825) Э. Делакруа знакомится
с ее литературой, живописью и театром, большое впечатление на него производит
творчество Дж. Констебла, Дж. Байрона и У. Шекспира. Впечатления от этого путешествия
вылились в целый ряд картин, при написании которых он использовал новые живописные
методы, заимствованные им у английских мастеров («Тассо в доме умалишенных»,
1825, Собрание Уоллес, Лондон; «Казнь дожа Марино Фальеро», 1826, Собрание Уоллес,
Лондон; «Смерть Сарданапала», 1827, Лувр, Париж).
Влияние Дж. Констебла, в частности, проявилось у Делакруа
в более светлом колорите, который стал теперь ведущим в его искусстве.
«Смерть Сарданапала». 1827 г.
|