«Свобода на баррикадах». 1830 г.
Только одна картина художника была написана непосредственно
после современных ему событий — революции 1830 г. Она стала самым значительным
и самым известным его произведением — «28 июля 1830 года» («Свобода на баррикадах»,
1830, Лувр, Париж). Ее романтическая революционная символика, выраженная аллегорической
фигурой Свободы с развевающимся национальным знаменем в руке, открыто призывала
к борьбе и вселяла уверенность в неизбежной победе. Экспрессия и динамическая
пластика полотна достигаются за счет использования лаконичных художественных
приемов: композиция не перегружена изображением человеческих фигур, напряженная
энергетика цветовой гаммы создается ударами красного и синего тонов.
Работы, созданные художником после его путешествия по Северной
Африке, интересны не только своей красочностью и экзотикой, но и той точностью,
с которой Э. Делакруа воспроизводит своеобразие местного колорита, быта, традиций
и черты характера своих персонажей («Алжирские женщины в своих покоях», 1834;
«Еврейская свадьба в Марокко», ок. 1841 — обе в Лувре. Париж; «Арабские комедианты
, 1848, Музей изящных искусств. Тур; «Львиная охота в Марокко». 1854. Эрмитаж,
Санкт-Петербург).
Многогранное дарование Э. Делакруа проявилось в различных
жанрах: исторической живописи («Битва при Пуатье»; «Битва при Нанси», 1831;
«Битва при Тайбурге», 1837; «Взятие крестоносцами Константинополя», 1841 — все
в Лувре, Париж; «Битва св. Георгия с драконом», ок.
1854, Музей изящных искусств, Гренобль), монументальной декоративной
росписи (потолок Тронного зала Палаты Депутатов, 1833-1837; библиотека Палаты
Депутатов, 1838-1847; библиотека Люксембургского дворца, 1845; роспись «Оплакивание
Христа» в церкви Сен-Дени дю Сен Сакреман, 1843), портрете (портреты Ф. Шопена,
Ж. Санд, Н. Паганини, автопортрет 1832 г.), натюрморте («Большой охотничий натюрморт»,
1826), пейзаже, в изображениях интерьеров и животных.
Э. Делакруа вошел в историю мирового искусства как один из
величайших мастеров цвета, он первым из художников выдвинул проблему цвета и
научно обосновал ее. На протяжении всего своего творчества он интересовался
проблемой гармонического сочетания красок, применения цветовых контрастов и
дополнительных цветов.
Его достижения в этой области были восприняты и развиты в
творчестве импрессионистов.
• Литература:
Ситник К. А. Э. Делакруа. М.-Л, 1947.
Кожина Е. Ф. Эжен Делакруа. Альбом. М.. 1961.
Гаствв А. А. Делакруа. М., 1966.
Дъятсов Л. А. Э. Делакруа. М., 1973.