ХОДЛЕР Фердинанд
(1853-1918) — швейцарский живописец и график.
Учился в Женеве у Б. Менна, в Париже сблизился с символистами.
В 1879 г. побывал в Испании, где изучал живопись старых мастеров. Писал пейзажи,
портреты, картины символического и аллегорического содержания, сцены из жизни
простых швейцарцев.
В колорите ранних работ Ф. Ходлера на современные бытовые
темы еще сильно влияние традиции («Часовщики в Мадриде», 1879, Художественный
музей, Люцерн; «Молитва в Кантоне Берн», 1881, Художественный музей, Берн).
Четко очерченный темный контур фигур на реалистических «портретахтипах» свидетельствует
о влиянии живописи Г. Гольбейна («Школьник», 1875, Художественный музей, Базель;
«Философствующий рабочий», 1884, Музей искусства и истории, Женева; «Утомленные
жизнью», 1887, Собрание О. Рейнхарта, Винтертур). Изображая модели, как правило,
в интерьере, Ф. Ходлер приближает портретный жанр к бытовым сценам («Сапожник
Ф. Нуком», 1878, Собрание О. Рейнхардта, Винтертур; «Мать и дитя», 1888, Германский
национальный музей, Нюрнберг).
В середине 1880-х гг. художник резко отходит от современных
тем, обращается к символическим и аллегорическим сюжетам. Резко меняется и его
живописная манера: основное внимание теперь уделяется цвету и декоративно-плоскостному
построению композиции («Ночь», 1890; «Эвритмия», 1895; «День», 1899 — все в
Художественном музее, Берн; «Весна», 1901, Музей К. Э. Остхауза, Ха ген; «Истина»,
1903, Кунстхалле, Цюрих). В это время Ходлер выдвинул теорию параллелизма, по
которой ритмические повторения контура в виде почти параллельных линий приводят
к идеальной гармонии в изображении формы.
В 1900-1910-х гг. Ф. Ходлер создает целый ряд пейзажей с видами
заснеженных альпийских вершин, живописных окрестностей швейцарских озер и бурных
потоков горных рек («Эйгре, Менх и Юнгфрау при лунном освещении», 1908, Галерея
Мооса, Женева; «Дубы в Штокгорне в Бернском кантоне», ГМИИ, Москва; «Юнгфрау»,
1911, Собрание О. Рейнхарта, Винтертур; «Вид на Монблан с Женевского озера»,
1918, Музей искусства и истории, Женева). Мощная динамика цвета и выразительный
энергичный мазок, используемый при этом художником, предвосхитили появление
экспрессионизма. Исследования Ходлера в области оптического смешения цветов
и изменения цвета под воздействием света, а также новые приемы плоскостного
письма нашли выражение в серии портретов современников, в основе которых лежали
большие цветовые плоскости, очерченные темным выразительным контуром («Профессор
Г. Сали», 1904, частное собрание, Берн; «Е. Шмидт-Мюллер», 1915, частное собрание,
Золотурн; «А. Лашеналь», 1916, Музей искусства и истории, Женева).
«День». 1900г.
«Озеро Тан». 1905 г.
• Литература:
Варшавский Л. Р. Фердинанд Ходлер. М., 1980.
|