МАРКЕ Альбер (1875-1947)
— французский живописец и график.
Родился в семье железнодорожного служащего. Учился в Париже
в Школе декоративных искусств (1890-1895) и в Школе изящных искусств в мастерской
Г. Моро (1895-1898). Писал в основном пейзажи, а также обнаженную натуру, портреты,
интерьеры и натюрморты.
Пейзажи А. Марке, написанные им в конце 1890-х — начале 1900-х
гг., отмечены сильным влиянием импрессионистов. Так, в картине «Деревья в Бийанкуре»
(ок. 1898, Музей искусств, Бордо) и сюжет, и композиция, и передача освещения
напоминают работы А. Сислея, хотя и без присущей последнему тонкости. Уже в
ранних произведениях А. Марке проявляется характерное для него стремление подчеркнуть
контур предмета с помощью четко обозначенного мазка-штриха («Ярмарка в Гавре»,
1906, Музей искусств, Бордо).
«Гавань в Мантоне»
Во второй половине 1900-х гг. творческие поиски А. Марке приводят
его к принятию художественного метода фовистов. Но уже в 1907 г. он отказывается
от условной экспрессии этого направления и вырабатывает собственную систему,
характерным признаком которой становится использование более сдержанных и тонких
цветовых сочетаний. Он пишет городские пейзажи, отмеченные одновременно отстраненно-созерцательной
авторской позицией и глубоко прочувствованным отношением к природе. С некоторого
возвышения художник как бы наблюдает за неспешным течением Сены, его пристальный
взгляд отмечает дугообразные линии мостов и прямые перспективы улиц.
Нежная пепельная тональность передает влажную атмосферу Парижа,
напоенную многочисленными переливами перламутровых оттенков («Солнце над Парижем»,
1907, ГМИИ, Москва; «Дождливый день в Париже. Нотр-Дам», 1910, Эрмитаж, Санкт-Петербург;
«Набережная Бурбон зимой», 1908, ГМИИ, Москва).
А. Марке много путешествует, совершая поездки по странам Европы,
в Тунис, Алжир и Марокко, впечатления от которых отразились в целом ряде живописных
полотен («Везувий», 1909, ГМИИ, Москва; «Гамбургский порт», 1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург;
«Порт в Роттердаме», 1914, Национальный музей современного искусства, Париж;
«Алоэ в Сиди-Бу-Саиде», 1923, частное собрание, Париж; «Регата в Меллерой»,
1927, Музей искусств, Бордо; «Гаврский порт», 1934, частное собрание, Париж;
«Алжирский порт», 1943, Музей искусств, Бордо).
Написанные в 1920-х гг. работы своей прозрачной техникой,
легким мазком и тонкой градацией цветовых оттенков напоминают акварель («Ла
Рошель, выход парусных лодок», 1920, частное собрание, Париж; «Триель», 1931,
частное собрание, Париж). В 1930-х гг. в творчестве А. Марке появляются романтические
интонации, которые находят свое воплощение в изображениях беспокойного ритма
ночного Парижа («Новый мост ночью», 1937, Национальный музей современного искусства,
Париж; «Ночной
Париж», 1937, частное собрание, Париж).
«Набережная в зелени». 1906 г.
«Порт Гонфлер». 1911 г.
• Литература:
Марке М. Альбер Марке. М., 1969.
Герман М. Альбер Марке. Альбом. М., 1972.
Леняшина Н. Альбер Марке. Л., 1975.
|