ИМПРЕССИОНИЗМ


Главная

Предисловие

Список сокращений и аббревиатур
Борис-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Ван Гог Винсент
Вламинк Морис де
Гейнсборо Томас
Гоген Поль
Грабарь Игорь Эммануилович
Дега Эдгар Илер Жермен
Делакруа Фердинар Виктор Эжен
Делоне Робер Виктор Феликс
Дени Морис
Дерен Андре
Добиньи Шарль Франсуа
Дюфи Рауль
Иванов Александр Андреевич
Иванов Сергей Васильевич
Констебл Джон
Коро Жан-Батист Камиль
Коровин Константин Алексеевич
Кузнецов Павел Варфоломеевич
Курбе Гюстав
ЛейбльВильгельм
Мане Эдуар
Марк Франц Мориц Вильхельм
Марке Альбер
Матисс Анри Эмиль Бенуа
Модильяни Амедео
Моне Клод Оскар
Моранди Джорджо
Пикассо Пабло
Писсарро Камиль
Пюви де Шаванн Пьер Сесиль
Редон Одилон
Ренуар Пьер Огюст

методическое пособие

МАРКЕ Альбер (1875-1947) — французский живописец и график.

Родился в семье железнодорожного служащего. Учился в Париже в Школе декоративных искусств (1890-1895) и в Школе изящных искусств в мастерской Г. Моро (1895-1898). Писал в основном пейзажи, а также обнаженную натуру, портреты, интерьеры и натюрморты.

Пейзажи А. Марке, написанные им в конце 1890-х — начале 1900-х гг., отмечены сильным влиянием импрессионистов. Так, в картине «Деревья в Бийанкуре» (ок. 1898, Музей искусств, Бордо) и сюжет, и композиция, и передача освещения напоминают работы А. Сислея, хотя и без присущей последнему тонкости. Уже в ранних произведениях А. Марке проявляется характерное для него стремление подчеркнуть контур предмета с помощью четко обозначенного мазка-штриха («Ярмарка в Гавре», 1906, Музей искусств, Бордо).

«Гавань в Мантоне»

Во второй половине 1900-х гг. творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов. Но уже в 1907 г. он отказывается от условной экспрессии этого направления и вырабатывает собственную систему, характерным признаком которой становится использование более сдержанных и тонких цветовых сочетаний. Он пишет городские пейзажи, отмеченные одновременно отстраненно-созерцательной авторской позицией и глубоко прочувствованным отношением к природе. С некоторого возвышения художник как бы наблюдает за неспешным течением Сены, его пристальный взгляд отмечает дугообразные линии мостов и прямые перспективы улиц.

Нежная пепельная тональность передает влажную атмосферу Парижа, напоенную многочисленными переливами перламутровых оттенков («Солнце над Парижем», 1907, ГМИИ, Москва; «Дождливый день в Париже. Нотр-Дам», 1910, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Набережная Бурбон зимой», 1908, ГМИИ, Москва).

А. Марке много путешествует, совершая поездки по странам Европы, в Тунис, Алжир и Марокко, впечатления от которых отразились в целом ряде живописных полотен («Везувий», 1909, ГМИИ, Москва; «Гамбургский порт», 1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Порт в Роттердаме», 1914, Национальный музей современного искусства, Париж; «Алоэ в Сиди-Бу-Саиде», 1923, частное собрание, Париж; «Регата в Меллерой», 1927, Музей искусств, Бордо; «Гаврский порт», 1934, частное собрание, Париж; «Алжирский порт», 1943, Музей искусств, Бордо).

Написанные в 1920-х гг. работы своей прозрачной техникой, легким мазком и тонкой градацией цветовых оттенков напоминают акварель («Ла Рошель, выход парусных лодок», 1920, частное собрание, Париж; «Триель», 1931, частное собрание, Париж). В 1930-х гг. в творчестве А. Марке появляются романтические интонации, которые находят свое воплощение в изображениях беспокойного ритма ночного Парижа («Новый мост ночью», 1937, Национальный музей современного искусства, Париж; «Ночной

Париж», 1937, частное собрание, Париж).

«Набережная в зелени». 1906 г.

«Порт Гонфлер». 1911 г.

• Литература:

Марке М. Альбер Марке. М., 1969.

Герман М. Альбер Марке. Альбом. М., 1972.

Леняшина Н. Альбер Марке. Л., 1975.

Hosted by uCoz