ДЕЛОНЕ Робер Виктор
Феликс (1885-1941) — французский постимпрессионист, один из основоположников
абстракционизма.
Специального художественного образования не получил. В ранний
период своего творчества пишет картины, отмеченные влиянием П. Гогена. П. Сезанна
и Ж. Сера. В 1908 г. начинается увлечение Р. Делоне кубизмом, он входит в состав
кубистической группировки «Золотое сечение» и пишет несколько серий городских
пейзажей («Город», «Сен-Северен», «Эйфелева башня», «Башни Лана»), представляющих
собой экспрессивные динамические композиции, составленные из кубистически расчлененных
форм («Город № 2», 1910, Национальный музей современного искусства, Париж; «Башня»,
1910; «Красная Эйфелева башня», 1911-1912 — обе в Музее Соломона Гуггенхейма,
Нью-Йорк).
«Эйфелева башня». 1926-1928 гг.
В 1911 г. Р. Делоне принимает участие в выставке «Синего всадника»
в Мюнхене, а в следующем году порывает с кубизмом и обращается к беспредметной
живописи. Он творчески переосмысливает достижения импрессионистов, фовистов,
кубистов, неоимпрессионистов и вырабатывает собственный стиль, в основе которого
лежит изображение форм, создающих иллюзию некоего движения, роста «цветовой
конструкции», состоящей из простых геометрических фигур, как правило, кругов,
окрашенных в семь основных цветов по системе Э. Шеврёйля. Р. Делоне называет
свои конструкции «симультанными», то есть основанными на одновременном цветовом
контрасте. Он создает несколько серий композиций («Окна», 1912; «Диски», 1912-1913;
«Круговые формы», 1912-1913). Некоторые из них состоят из призматических форм,
в гранях которых мерцают отражения невидимых предметов, в других контрастные
цвета создают оптическую иллюзию движения («Солнце № 2», 1912-1913, Национальный
музей современного искусства, Париж), а в композициях, посвященных авиации,
отвлеченные формы даны в сочетании с отдельными фигуративными деталями («Команда
из Кардифа», 1912-1913, Городской музей Ван Аббе, Эйндховен). Свои работы Делоне
называл «чисто пластическими конструкциями», лишенными какого-либо психологического
или метафизического смысла. 1914-1920 гг. Р. Делоне провел в Португалии и Испании,
сотрудничая с балетной труппой С. П. Дягилева. В 1921 г. вернулся в Париж и
сблизился с дадаистами. В 1920-1930-х гг. наряду с абстрактными композициями
(серии о спорте, «Эйфелева башня», «Цветные ритмы», «Бесконечные ритмы»), в
основе которых лежали вращающиеся радужные окружности разных размеров («Ритм,
радость жизни», 1930, Национальный музей современного искусства, Париж; «Ритм
II», 1938, частное собрание), писал реалистические портреты своих друзей: Л.
Арагона, В. Маяковского, А. Бретона, Т. Тцара и др.
|