ИМПРЕССИОНИЗМ


Главная

Предисловие

Список сокращений и аббревиатур
Борис-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Ван Гог Винсент
Вламинк Морис де
Гейнсборо Томас
Гоген Поль
Грабарь Игорь Эммануилович
Дега Эдгар Илер Жермен
Делакруа Фердинар Виктор Эжен
Делоне Робер Виктор Феликс
Дени Морис
Дерен Андре
Добиньи Шарль Франсуа
Дюфи Рауль
Иванов Александр Андреевич
Иванов Сергей Васильевич
Констебл Джон
Коро Жан-Батист Камиль
Коровин Константин Алексеевич
Кузнецов Павел Варфоломеевич
Курбе Гюстав
ЛейбльВильгельм
Мане Эдуар
Марк Франц Мориц Вильхельм
Марке Альбер
Матисс Анри Эмиль Бенуа
Модильяни Амедео
Моне Клод Оскар
Моранди Джорджо
Пикассо Пабло
Писсарро Камиль
Пюви де Шаванн Пьер Сесиль
Редон Одилон
Ренуар Пьер Огюст

методическое пособие

ДЕЛОНЕ Робер Виктор Феликс (1885-1941) — французский постимпрессионист, один из основоположников абстракционизма.

Специального художественного образования не получил. В ранний период своего творчества пишет картины, отмеченные влиянием П. Гогена. П. Сезанна и Ж. Сера. В 1908 г. начинается увлечение Р. Делоне кубизмом, он входит в состав кубистической группировки «Золотое сечение» и пишет несколько серий городских пейзажей («Город», «Сен-Северен», «Эйфелева башня», «Башни Лана»), представляющих собой экспрессивные динамические композиции, составленные из кубистически расчлененных форм («Город № 2», 1910, Национальный музей современного искусства, Париж; «Башня», 1910; «Красная Эйфелева башня», 1911-1912 — обе в Музее Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк).

«Эйфелева башня». 1926-1928 гг.

В 1911 г. Р. Делоне принимает участие в выставке «Синего всадника» в Мюнхене, а в следующем году порывает с кубизмом и обращается к беспредметной живописи. Он творчески переосмысливает достижения импрессионистов, фовистов, кубистов, неоимпрессионистов и вырабатывает собственный стиль, в основе которого лежит изображение форм, создающих иллюзию некоего движения, роста «цветовой конструкции», состоящей из простых геометрических фигур, как правило, кругов, окрашенных в семь основных цветов по системе Э. Шеврёйля. Р. Делоне называет свои конструкции «симультанными», то есть основанными на одновременном цветовом контрасте. Он создает несколько серий композиций («Окна», 1912; «Диски», 1912-1913; «Круговые формы», 1912-1913). Некоторые из них состоят из призматических форм, в гранях которых мерцают отражения невидимых предметов, в других контрастные цвета создают оптическую иллюзию движения («Солнце № 2», 1912-1913, Национальный музей современного искусства, Париж), а в композициях, посвященных авиации, отвлеченные формы даны в сочетании с отдельными фигуративными деталями («Команда из Кардифа», 1912-1913, Городской музей Ван Аббе, Эйндховен). Свои работы Делоне называл «чисто пластическими конструкциями», лишенными какого-либо психологического или метафизического смысла. 1914-1920 гг. Р. Делоне провел в Португалии и Испании, сотрудничая с балетной труппой С. П. Дягилева. В 1921 г. вернулся в Париж и сблизился с дадаистами. В 1920-1930-х гг. наряду с абстрактными композициями (серии о спорте, «Эйфелева башня», «Цветные ритмы», «Бесконечные ритмы»), в основе которых лежали вращающиеся радужные окружности разных размеров («Ритм, радость жизни», 1930, Национальный музей современного искусства, Париж; «Ритм II», 1938, частное собрание), писал реалистические портреты своих друзей: Л. Арагона, В. Маяковского, А. Бретона, Т. Тцара и др.

«Круглые формы». 1930 г.

   Начало страницы
   Назад    Вперед
   Главная
Hosted by uCoz