МОДИЛЬЯНИ Амедео
(1884- 1920) — выдающийся французский живописец итальянского происхождения,
график и скульптор.
Учился в Ливорно в художественной школе у Г. Микеле (1899-1901),
в Школе изящных искусств во Флоренции (1902) и Венеции (1903).
С 1906 г. жил и работал в Париже.
В ранний период творчества Модильяни писал картины, близкие
работам П. Сезанна, А. де Тулуз-Лотрека и фовистов («Еврейка», 1908, частное
собрание, Париж; «Виолончелист», 1909, частное собрание, Париж), и занимался
скульптурой.
В 1914-1916 гг. А. Модильяни работал над созданием целого
ряда портретов, изображающих людей искусства, представителей мира богемы, ярких
типов монмартрского и мон парнасского простонародья.
Работая в экспрессивной манере, художник сумел мастерски воспроизвести
индивидуальные особен ности своих моделей («Диего Ривера», 1914, Художественный
музей, Сан Паулу; «Пабло Пикассо», 1915, частное собрание, Женева; «Фрэнк Бюрти
Хэвилэнд», собрание Дж. Маттиоли, Милан), доводя временами остроту их социальной
характеристики до гротеска («Госпожа Помпадур», 1915, Художественный институт,
Чикаго; «Супружеская пара», 1915-1916, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
«Лежащая обнаженная». 1917 г.
«Девочка в голубом». 1918 г.
Во второй половине 1910-х гг. начинают формироваться характерные
черты «модильяниевского» портрета, что связано, в первую очередь, с отходом
художника от свободной живописности и увлечением линейной стилизацией. Фигуры
на его полотнах приобретают вытянутые формы, очерченные плавно изогнутым контуром,
колорит становится более сдержанным, включая в основном сочетания охристых,
черных и серых тонов, разбавленные небольшим количеством голубого и зеленого
(«Жак Липшиц и его жена», 1916-1917, Художественный институт, Чикаго; «Жак Кокто»,
1917, частное собрание; «Хайм Сутин», 1917, Национальная галерея, Вашингтон).
Своеобразной визитной карточкой портретов А. Модильяни становятся миндалевидные
глаза, залитые голубым или черным цветом, неуловимый и глубокий взгляд которых
говорит о богатой и скрытой от посторонних внутренней жизни их обладателя («Дама
с черным галстуком», 1917, частное собрание, Париж; «Женский портрет», ок. 1918,
Городской музей современного искусства, Париж; «Молодая служанка», ок. 1919,
Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало). Трепетным отношением к модели,
смешанным с небольшой долей грусти, веет от детских портретов Модильяни («Девочка
с косичками», 1917, Галерея Перлз, Нью-Йорк; «Девочка в голубом», 1918, частное
собрание, Париж).
|