МАТИСС
После войны (с 1918) большую часть времени А. Матисс проводит
в Ницце, и на его полотна возвращается радость жизни, воплощенная в залитых
солнцем интерьерах, роскошных букетах и экзотических узорах. В 1920-х гг. он
создает серию картин с изображением «одалисок» — обнаженных или одетых в восточные
одежды женских фигур на фоне красочных ковров, занавесей, накидок с причудливым
орнаментом («Одалиска в красных шароварах», 1924-1925, Музей Оранжери, Париж;
«Одалиски», 1928, Музей современного искусства, Стокгольм).
«Натюрморт. Вода, бутылка и фрукты». 1907 г.
В 1930-х гг. в творчестве А. Матисса наблюдается интерес к
рисунку пером, офорту, литографии. В связи с этим в его живописи усиливается
графическое начало: фигуры очерчиваются гибкими, скользящими линиями, фактура
приобретает легкость, почти воздушность.
Для выполнения узора художник пользуется короткими штрихами,
процарапывая их иногда в красочном слое («Розовая обнаженная», 1935, Музей искусств,
Балтимор; «Дама в синем», 1937, частное собрание, Филадельфия; «Румынская блуза»,
1940, Национальный музей современного искусства, Париж).
В 1940-х гг. А. Матисс создает ряд картин, представляющих
интерьеры с букетами и фруктами на столах, с раскрытыми окнами, через которые
открывается вид в сад («Красный интерьер, натюрморт на голубом столе», 1947,
Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф; «Египетская
занавесь», 1948, частное собрание, Вашингтон). Картины с изображениями женщин
приобретают большую интимность, они словно напоены светом, который пронизывает
фигуры и предметы, насыщая собой цвета и оттенки («Две девушки. Коралловый фон,
голубой сад», 1947, частное собрание; «Молчание в домах», 1947, частное собрание).
«Красная комната (Десерт. Гармония в красном)». 1908 г.
• Литература:
Анри Матисс. Статьи об искусстве. Переписка. Записи бесед.
Суждения современников. М., 1993.
Алпатов М. В. Матисс. М., 1969.
Эсколъв Р. Матисс. Л., 1979.
Костеневич А., Семенова Н. Матисс в России. М., 1993.
|