ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович
(1871-1960) — один из ярчайших русских живописцев, искусствовед.
Родился в семье юриста. Учился сначала в петербургской Академии
художеств в мастерской И. Е. Репина (с 1894), затем в частной художественной
школе А. Ажбе в Мюнхене (с 1896). Во время своего первого путешествия по странам
Европы (1895) И. Э. Грабарь знакомится с творчеством импрессионистов. Большое
впечатление производят на него полотна П. Гогена, В. Ван Гога и П. Сезанна.
В 1901 г. он возвращается на родину и начинает работать в импрессионистической
манере, создавая пейзажи родной природы, открывающие новую страницу в истории
русской живописи. Прием дивизионизма (разложение цвета) позволял ему передать
красочность и очарование привычных ландшафтов и обыденных предметов («Уголок
усадьбы», или «Луч солнца», 1901, Музей изобразительных и прикладных искусств,
Смоленск; «Новая дача», 1903, частное собрание, Москва; «Белая зима. Грачиные
гнезда», 1904, Третьяковская галерея, Москва; «Вешний поток», 1904, Русский
музей, Санкт-Петербург; «Майский вечер», 1905, частное собрание, Москва).
«Сентябрьский снег». 1903 г.
С наибольшей силой влияние импрессионистов проявилось в картине
«Сентябрьский снег» (1903, Третьяковская галерея, Москва), ознаменовавшей определенный
этап в творчестве художника. В ней все необычно: контрастное сочетание ярко-желтой
с прозеленью листвы и матовой белизны первого снега и объединяющий их серо-голубоватый
тон.
И. Э. Грабарь очень любил рисовать зиму с ее бодрящим морозцем,
лазурным небом, радостным морозным солнцем, играющим золотыми бликами на пушистом
сверкающем снегу и на белых стволах берез, со сказочными переливами инея и его
прихотливыми узорами («Зимний вечер», 1903, Русский музей, Санкт-Петербург;
«Февральская лазурь», 1904, Третьяковская галерея, Москва; «Иней», 1907-1908,
Музей русского искусства, Киев; «Сказка инея и восходящего солнца», 1908, Посольство
России в Великобритании, Лондон). Почти на всех полотнах живописца непосредственное
восприятие природы сочетается с рассудительной взвешенностью композиции. С наибольшей
широтой живописный талант И. Э. Грабаря проявился в «Мартовском снеге» (1904,
Третьяковская галерея, Москва), на писанном густыми размашистыми мазками, наслаивающимися
друг на друга. Особенностью живописной фактуры картин этого периода является
то, что художник ее видоизменяет в соответствии с характером изображаемого.
«Майский вечер». 1905 г.
|