ЦВЕТ (англ. colour,
франц. соu-leur, нем. Farbe) — свойство света вызывать определенные зрительные
ощущения в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого
излучения. В узком смысле слова цвет — это цветовой тон (синий, зеленый, красный
и т. д.), который наряду со светосилой, насыщенностью и яркостью определяет
отличительные особенности и основные свойства данного цветового оттенка.
В широком смысле под цветом понимается вся совокупность градаций,
взаимодействия, смешения, изменчивости тонов и оттенков. Цвет обладает огромной
силой эмоционального воздействия, способного вызвать у зрителя сложную гамму
чувств и настроений при восприятии им художественного произведения. На протяжении
всей своей истории человечество выработало целую систему ассоциаций, связанных
с тем или иным цветом, имеющих особое символическое значение.
Использование цвета в живописи опирается на цветовое богатство
в природе, но в силу несовершенства используемых художником средств имеет ряд
ограничений. Чтобы их преодолеть, в искусстве разработаны основные принципы
создания колорита, которые помогают отобрать нужные тона и оттенки для образования
соответствующей красочной гаммы.
В истории живописи известно несколько систем применения и
трактовки цвета. Одна из них основана на локальном цвете, воспроизводящем цвет
предмета в натуре или его символическое значение. При этом сопоставление различных
цветов образует удивительные по выразительности декоративные сочетания.
В основе другой системы лежит создание колористической аналогии
реального мира при помощи наложения красочных слоев друг на друга, их просвечивания,
использования системы тональностей, контрастов, нюансов, цветных теней и бликов,
рефлексов, валёров, позволяющих придать форме объем и определить ее место в
пространстве, удаление от зрителя, воздействие на изображаемый предмет света
и различных атмосферных условий.
В XIX-XX вв. происходит постепенный отказ от локального и
неизменяющегося цвета в пользу динамичного, раздробленного на основные цвета
спектра.
В дальнейшем наблюдается переход к условному цвету, к его
метафизическому значению, к цветовой экспрессии, служащей художнику средством
самовыражения, а также цветовому конструированию мира и его форм с помощью контрастных
холодных и теплых тонов и других средств, возникающих в процессе развития живописи.
Цвет. Э. Мане. «Канале Гранде в Венеции». 1875 г.
|