КОРОВИН Константин
Алексеевич (1861-1939) — один из самых крупных русских живописцев, художник-монументалист,
театральный художник, основоположник импрессионизма в России.
Эстетическая концепция и живописная система импрессионизма
определяют общий характер творчества К. А. Коровина, своеобразие его манеры.
К импрессионизму его подводила прежде всего его страстная любовь к природе,
зародившаяся у него в детстве и сохранившаяся на всю жизнь. Еще ребенком, сам
того не осознавая, он пытался разрешить основную задачу импрессионистической
живописи — передать в цвете сиюминутность постоянно изменяющейся природы. Первое
представление об импрессионизме К. А. Коровин получил в Московском училище живописи,
ваяния и зодчества, куда он поступил в 1875 г. Там он знакомится с творчеством
передвижников, но, отдавая дань их искусству, ищет новые пути в живописи. Большую
помощь в этом молодому художнику оказал А. К. Саврасов, в пейзажный класс которого
переходит К. А. Коровин после года обучения в училище. Под руководством учителя
он много работает на пленэре в московских пригородах и, свободный от каких-либо
ограничений, пытается выразить на холсте переполняющую его радость от восприятия
жизни, солнца и света. После неудавшейся попытки продолжить образование в петербургской
Академии художеств Коровин возвращается в училище, где появился новый преподаватель
— В. Д. Поленов, первый русский пленэрист, познакомивший своих учеников с творчеством
импрессионистов и их предшественников — барбизонцев. Ранние работы К. А. Коровина
отличаются явно намеченным пленэризмом, выразившимся в большей воздушности,
колористической чистоте, пока еще несмелых голубоватых тенях и в атмосфере искренней
радости от общения с природой («Ранняя весна», 1870-е, Третьяковская галерея,
Москва). Первой понастоящему импрессионистической работой не только в творчестве
К. А. Коровина, но и во всем русском искусстве явился «Портрет хористки» (1883,
Третьяковская галерея, Москва), в котором рождение прекрасного образа было обязано
исключительно выразительным средствам новой живописной манеры.
«Зимой». 1894 г.
В 1880-х гг. К. А. Коровин совершает поездку в Париж, где
воочию знакомится с работами импрессионистов, отмечая несомненную близость их
полотен и своего творчества. Впечатления от этого путешествия выливаются в целый
ряд картин, в которых художник последовательно развивает свой живописный метод
(«За чайным столом», 1888, Государственный музей-усадьба В. Д. Поленова; «В
лодке», 1888, Третьяковская галерея, Москва).
Его краски становятся чище и светлее, композиция — более свободной,
асимметричной, подчас фрагментарной, ракурсы — острее и смелее. К. А. Коровин
вводит в пейзаж современного городского человека, который смотрит на природу
глазами горожанина, приехавшего отдохнуть и развлечься.
В 1888 г. Коровин едет в Италию, а затем в Испанию и Францию.
В Италии он впервые обращается к жанру городского пейзажа, воплотившегося в
тонких по цвету этюдах, написанных мелким мазком («Улица во Флоренции в дождь»,
1888, Третьяковская галерея, Москва). Знакомство со старыми испанскими мастерами
приводит К. А. Коровина к открытию новых красочных гармоний, заставляет по-другому
взглянуть на черный цвет и оттенки серого («У балкона. Испанки Леонора и Ампара»,
1888-1889; «Портрет О. Н. Алябьевой», 1889 — обе в Третьяковской галерее, Москва).
В середине 1890-х гг. период ученичества в творчестве
К. А. Коровина заканчивается, что ознаменовалось появлением картины «Зимой»
(1894, Третьяковская галерея, Москва) и серии этюдов, написанных во время поездки
на Север («Гаммерфест. Северное сияние», 1894-1895, Третьяковская галерея, Москва).
Большое место в его творчестве начинает занимать урбанистический пейзаж. Подобно
импрессионистам, он воспринимает город как новую природу, как некий источник
новых воздушных и колористических эффектов. В 1890-е гг. он предпочитает мотивы,
в которых город сливается с природой — горами, морем, рекой. Его любимая тема
— таинственные силуэты кораблей, черные контуры гондол, подчеркивающие сияние
вызолоченных солнцем венецианских дворцов, пестрые базары у пристани и на площади.
Самая большая и интересная в художественном отношении — серия картин, посвященных
Парижу («Парижское кафе», конец 1890-х; «Ночная улица. Париж», 1902; «Париж.
Кафе де ля Пэ», 1906; «Париж. Бульвар капуцинок»; «Париж ночью. Итальянский
бульвар», 1908 — все в Третьяковской галерее, Москва; «Париж ночью», 1911, Областная
картинная галерея им. Б. М. Кустодиева, Астрахань). Изображений Москвы у москвича
К. А. Коровина очень мало, среди них выделяется драматический по настроению
и антиурбанистический по своей социальной направленности этюд «Пейзаж с фабричными
строениями. Москва» (1908, Русский музей, Санкт-Петербург).
«Пристань в Гурзуфе». 1914 г.
|