СЕЗАНН
Поль (1839-1906) — французский живописец, один из крупнейших
представителей постимпрессионизма.
Учился в Эксан-Провансе в Муниципальной школе рисования (1858-1860),
посещал академию Сюиса в Париже.
Ранний период творчества П. Сезанна принято условно называть
романтическим или барочным (I860— 1872). В эти годы художник получает первые
уроки живописи сначала у Ж. Жибера в Школе изящных искусств при музее своего
родного города Экса, а затем самостоятельно работает в Париже, где посещает
академию Сюиса. В кафе Гербуа встречается со своими сверстниками: К. Моне, К.
Писсарро, О. Ренуаром, А. Гийоменом. Живопись П. Сезанна тех лет резко отличается
от всего того, чем занимались его единомышленники. Так, в отличие от К. Моне,
интерес которого был полностью сосредоточен на непосредственном зрительном восприятии
природы, П. Сезанн создает свой фантастический мир и пытается выразить в нем
всю гамму человеческих страстей.
"Гора св. Виктории". 1900 г.
Живя с постоянным ощущением сложности окружающего мира,
П. Сезанн не мог оставаться в рамках простой созерцательности и правдивого отображения
увиденного. Он всегда стремился акцентировать внимание зрителя на том, что для
него было главным в картине. С этой целью он деформировал фигуры, создавал композиции
с неустойчивым равновесием, использовал насыщенные темные краски, положенные
большими массами («В комнатах», 1860-е гг., ГМИИ, Москва). К концу 1860-х гг.
живописная манера П. Сезанна меняется в сторону большей сдержанности и строгости
композиции («Девушка у пианино», или «Увертюра к «Тангейзеру», 1867-1869, Эрмитаж,
Санкт-Петербург).
"Купальщики". 1890-1892 гг.
Для импрессионистического периода (1872-1879) характерны приближенная
к реальной жизни интерпретация образов, тонкая передача световоздушной среды
и более светлая цветовая гамма. Основным жанром для Сезанна становится пейзаж,
а единственным объектом наблюдения — природа. В 1872-1873 гг. он работает в
Овере, затем в Понтуазе, где сближается с К. Писсарро. Очень часто художники
работают над одним и тем же мотивом, используя при этом разные выразительные
средства («Дорога в Понтуазе», ок. 1876, ГМИИ, Москва). В Овере Сезанн начинает
писать натюрморты с цветами, что помогает ему острее почувствовать окружающую
его природу. Работая над натюрмортами, он вырабатывает свою неповторимую цветовую
гамму: сочетание сизо-голубого и оранжево-желтого тонов («Букет цветов в вазе»,
1873—1875, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Так называемый конструктивный период творчества П. Сезанна
(1879-1888) совпадает с вершиной его мастерства и отличается гармоничным сочетанием
массивных форм и строгой композиции («Фрукты», 1879-1882, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Изображению нестойких мимолетных явлений природы, что с таким мастерством делали
импрессионисты, препятствовала материально-конструктивная основа восприятия
мира, свойственная П. Сезанну. Поэтому в этот период, когда он в совершенстве
овладел передачей световоздушной среды, художник усиливает структурно-предметные
элементы своих композиций («Пьеро и Арлекин», 1888, ГМИИ, Москва; «Мост на Марне
в Крейтеле», 1888, ГМИИ, Москва).
|