КУРБЕ Гюстав (1819-1877)
— выдающийся французский живописец, скульптор, общественный деятель, представитель
и теоретик реализма, один из предшественников импрессионизма.
Родился в семье состоятельного крестьянина. Учился в коллеже
в Безансоне, в школе рисования у Флажуло, в Париже посещал ателье Сюиса, где
работал на живой модели, в Лувре копировал работы старых мастеров. Испытал влияние
живописи Веласкеса, Рембрандта, Халса. Посетил Англию, Голландию, Германию,
Австрию. Работал в Париже, Орнане, Ла-Тур-де-Пельсе.
«Лодка на берегу». 1863 г.
Ранние работы Курбе отражают романтическое мироощущение художника,
отмеченное сентиментальной мечтательностью («Автопортрет с черной собакой»,
1844, Музей изящных искусств, Париж; «Влюбленные в деревне», 1844, Музей изящных
искусств, Лион; «Раненый человек», 1844, Лувр, Париж; «Послеобеденный отдых
в Орнане», 1849, Дворец изящных искусств, Лилль).
Несмотря на отсутствие в картинах ярко выраженной социальной
направленности, тот факт, что художник обращается к окружающей его действительности,
просто и естественно передает увиденное, говорит о зарождении реалистического
метода в его живописи.
Социальное содержание вкладывает художник в более позднюю
свою работу — «Каменотесы» (1849-1850, ранее в Дрезденской галерее, погибла
во время второй мировой войны), в которой он со всей суровостью и откровенностью
рисует правду жизни. Та же неприукрашенная действительность смотрит на нас и
с других полотен Г. Курбе, написанных почти одновременное «Каменотесами»: «Похороны
в Орнане» (1849, Лувр, Париж) и «Крестьяне, возвращающиеся с ярмарки» (в 1854
г. была переписана, находится в Токио).
Стремление Курбе к реалистической передаче материального мира
должно было воплотиться в новом художественном методе, отличном от красочности
Э. Делакруа и резких светотеневых контрастов О. Домье, лишающих предметы своей
объемности. Таким методом для художника становится тональная живопись. Используя
свет, он как бы лепит объемы изображаемых вещей и моделей. Чаще всего он берет
темный холст, на который кладет сначала темные краски, постепенно переходит
к более светлым и заканчивает наложением самого яркого блика. Уверенные и энергичные
мазки художника придают формам убедительную жизненную силу.
|