ГОГЕН Поль (1848-1903)
—французский живописец, скульптор, мастер керамики, гравер, крупнейший представитель
постимпрессионизма. Родился в семье журналиста. Специального образования не
получил. Жил в Лиме, Орлеане, Париже, Руане, Копенгагене, Понт-Авене, на острове
Мартиника. Учился в академии Коларосси.
Оказавшись в 1886 г. в небольшом провинциальном городке Понт-Авене,
пишет серию картин, воспевающих красоту южного побережья Бретани. В поисках
заработка в апреле 1887 г. уезжает на Мартинику, затем устраивается простым
рабочим на строительство Панамского канала, заболевает болотной лихорадкой и
с большим трудом добирается до Антильских островов, где проводит несколько месяцев.
В картинах, написанных в этот период, наметился отход П. Гогена от импрессионизма
в сторону упрощения формы, большей декоративности и звучности цвета. Вернувшись
в Понт-Авен, продолжил свои творческие изыскания и в 1888 г. оказался во главе
группы художников, объединившихся в рамках так называемого цветного синтетизма
или клуазонизма (Понт-Авенская школа), характерными чертами которого были обобщенные
и упрощенные формы. На холст толстой синей или черной линией наносился контур,
который затем заполнялся цветом, образующим красочное пятно. Новый метод позволил
П. Гогену создать работы, отличающиеся экспрессивным силуэтом и декоративными
цветовыми эффектами («Борьба Иакова с ангелом», 1888, Шотландская национальная
галерея, Эдинбург; «Ночное кафе в Арле», 1888, Собрание И. А. Морозова, ГМИИ,
Москва).
«Ночное кафе в Арле». 1888 г.
Провал выставки импрессионистов и «синтетиков» в кафе Вольпини
в 1889 г., организованной П. Гогеном и его последователями, нужда и переутомление
приводят художника к решению покинуть Францию и укрыться от цивилизации в Океании.
Время, проведенное в Океании (на Таити — 1891-1893 и 1895-1901,
на острове Доминик — 1901-1903), было самым плодотворным в творчестве Гогена:
он создает картины и скульптуры, пишет автобиографическую книгу «Ноа-Ноа», ищет
новые художественные приемы, которые позволили бы ему передать своеобразный
колорит Полинезии, отличный от Европы ритм жизни и характерный облик маори.
Использование ярких и чистых красок создает иллюзию солнечного освещения даже
на картинах, где само солнце и даже небо отсутствуют. Полуобнаженные с золотистой
кожей маори изображены в естественных непринужденных позах («Две таитянские
женщины», 1892, Картинная галерея, Дрезден; «А ты ревнуешь?», 1892, ГМИИ, Москва;
«Женщина, держащая плод», 1893, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Упрощение и стилизация
приводят к возникновению произвольных декоративных мотивов («Под пандановыми
деревьями», 1891, Институт изящных искусств, из фонда Уильяма Денвуди, Миннеаполис;
«Чудесный источник (Сладкие грезы)», 1894, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
|