ПИКАССО Пабло (1881-1973)
— один из самых выдающихся художников XX в., живописец, рисовальщик, гравер,
скульптор, писатель.
Учился в Барселоне в Академии художеств у своего отца, блестящего
художника, мастера строгих и красивых реалистических портретов (с 1895).
Реалистические черты в соединении с чисто формальными поисками
будут прослеживаться на протяжении всего творческого пути П. Пикассо («Арлекин»,
1917, Барселона; «Портрет жены», 1930; «Поль в одежде Арлекина», 1924; «Жаклин
с черным шарфом», 1954).
Ранние работы П. Пикассо (до 1900) написаны в полном соответствии
с канонами академического искусства («Первое причастие», 1895-1896, Музей Пикассо,
Барселона; «Знание и милосердие», Музей Пикассо, Барселона). В 1897 г. сдает
экзамен на старший курс Королевской академии Сан Фернандо в Мадриде, но, прервав
учебу, уезжает в Барселону и окунается в водоворот богемной жизни.
С 1900 г. П. Пикассо периодически посещает Париж, где знакомится
с искусством импрессионистов и постимпрессионистов (Э. Дега, П. Сезанна, А.
де Тулуз-Лотрека, П. Боннара). В некоторых его работах, созвучных полотнам А.
де Тулуз-Лотрека, начинают слышаться пессимистические нотки («Любительница абсента»,
1901, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Время с 1901 по 1904 гг. принято называть «голубым периодом»
в творчестве художника.
П. Пикассо создает картины, отмеченные напряженной,
несколько грустной эмоциональной характеристикой образов («Странствующие гимнасты».
1901, ГМИИ, Москва; «Старый гитарист», 1903, Художественный институт, Чикаго;
«Старый еврей с мальчиком», 1903, ГМИИ, Москва; «Жизнь», 1903, Музей искусств.
Кливленд; «Ужин слепца», 1903, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Бедняки на берегу
моря», 1903, Национальная галерея, Вашингтон). Забытые Богом и людьми слепцы
и нищие, тесно прижимающиеся друг к другу в поисках душевного и физического
тепла, являются воплощением бесприютности и щемящего одиночества. Их вытянутые
фигуры на густом синем фоне, вырисованные угловатыми ломкими линиями, удивительным
образом напоминают персонажей Эль Греко («Старик с мальчиком», 1903, ГМИИ, Москва;
«Свидание», 1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
«Странствующие гимнасты». 1901 г.
В 1904 г. П. Пикассо окончательно поселяется в Париже, и в
его творчестве наступает новый — «розовый» — период (1904-1906), героями которого
становятся бродячие комедианты и акробаты. Их хрупкие, почти прозрачные фигуры
напоминают пламя свечи, молодой побег или надломленную ветку («Актер», 1904,
Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Семья акробатов с обезьяной», 1905, Национальная
галерея, Вашингтон; «Девочка на шаре», 1905, ГМИИ, Москва). В этот период у
П. Пикассо вырабатывается тонкий вкус к сложным нюансам, мягким и музыкальным
переплетениям теплых солнечных тонов с оттенками пепельного и бледно-голубого,
что связано с его увлечением античной фресковой живописью. Самой яркой работой
этого периода является картина «Семья бродячих акробатов» (1905, Национальная
галерея, Вашингтон), пронизанная чувством глубокого одиночества и отрешенности,
возникающим из странного сочетания костюмированных персонажей и окружающего
их пустынного пейзажа.
В 1906 г. творческая манера Пикассо меняется, в его живописи
появляются новые формы, отличительной чертой которых становится монументальная
обобщенность («Сидящая обнаженная», 1906, Национальная галерея, Прага; «Гертруда
Стайн», 1906, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Две обнаженные», 1906, Музей современного
искусства, Нью- Йорк). Художник использует прямые линии и короткие штрихи, чтобы
с их помощью вылепить грубоватые, прочно скроенные фигуры, напоминающие пластику
негритянского и иберийского искусства («Бюст женщины», 1907; «Автопортрет»,
1907 — обе в Национальной галерее, Прага). На этом пути он идет вслед за П.
Сезанном с его стремлением выразить собственное видение мира, а не перенести
на холст фотографический слепок с натуры. П. Пикассо начинает экспериментировать
с формой: он раскладывает предметы и фигуры на составные части, затем вновь
собирает их, повинуясь своим собственным законам мироощущения и образуя некую
кристаллическую структуру. Творческие искания П. Пикассо вылились в 1907 г.
в создание первой формалистической картины «Авиньонские девушки» (1907, Музей
современного искусства, Нью-Йорк), положившей начало кубисти ческому периоду.
|