ПИКАССО
П. Пикассо был одним из первых художников, кто откликнулся
на события 1937 г. в Испании. Он создает серии офортов «Мечты и ложь Франко»
(1937) и большое панно для испанского павильона Всемирной выставки «Разрушение
Герники» (1937, Центр искусств королевы Софии, Мадрид), в котором немецкая бомбардировка
мирного испанского города, пропущенная через личное восприятие художника, предстает
как апокалипсическая картина всеобщего разрушения и гибели. Сложная система
образов, многообразные приемы смещения и деформации, предельная субъективность
способа выражения лишают произведение конкретной историчности. Но в нем есть
внутренняя трагическая напряженность, щемящее чувство грозного и отвратительного
хаоса разрушения, надвигающегося на человечество, воплотившееся в образах матери
с ребенком, плачущей женщины, девушки со свечой, поверженного воина и др. Созданию
«Герники» предшествовала большая и кропотливая работа: отдельные мотивы ее композиции
тщательно прорабатывались в рисунках и небольших картинах, самой выразительной
среди которых является «Плачущая женщина» (1937, Галерея Тейт, Лондон).
«Разрушение Герники». 1937 г.
Во время второй мировой войны П. Пикассо находится в оккупированном
Париже, где принимает участие в движении Сопротивления и продолжает работать,
создавая полотна с изображением сцен насилия и образов, несущих смерть и разрушение
(«Кошка с птицей», 1939, Музей Пикассо, Париж; «Натюрморт с головой быка», 1939,
Музей искусств, Кливленд; «Натюрморт с бычьим черепом», 1942, Художественное
собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф; «Бойня», 1944-1945, Музей
современного искусства, Нью-Йорк).
В 1944 г. П. Пикассо становится членом коммунистической партии,
является активным участником Движения сторонников мира, а в его творчестве начинает
четко прослеживаться тенденция к передаче прогрессивных идей современности.
Художник ищет символы, выражающие положительные идеи и надежды человечества
(«Убийство в Корее», 1951, Музей Пикассо, Париж; панно «Война» и «Мир», 1952-1956,
Храм мира, Валорис).
В конце 1940-х гг. П. Пикассо переезжает в окрестности Канн
на юге Франции. С 1961 г. он живет и работает в особняке Нотр-Дам-де-Ви в Мужене.
Поздние его работы отличаются необыкновенным разнообразием и трудно поддаются
классификации. Здесь и импровизации на темы классических композиций («Алжирские
женщины», 1954-1955, по Э. Делакруа; «Менины», 1957, по Д. Веласкесу; «Завтрак
на траве», 1959-1961, по Э. Мане; «Похищение сабинянок», 1961-1962, по Ж. Л.
Давиду; «Турецкая баня», 1968, по Ж. О. Д. Энгру), и серии работ («Жаклин в
профиль», 1959; «Художник и модель», 1963-1965; «Художник», 1964; «Мушкетер
с трубкой», 1968), и интерьеры, пейзажи, портреты, совмещенные с фантазией на
театральные и литературные темы («Весна», 1956, Национальный музей современного
искусства, Париж; «Мастерская в «Калифорнии»», 1956, Музей Пикассо, Париж; «Бухта
в Канне» 1958. Музей Пикассо, Париж; «Утренняя серенада», 1965, Малый дворец.
Женева; «Кавалер с трубкой». 1970. Музей Пикассо, Париж).
• Литература:
Пикассо. Сборник статей о творчестве М., 1957.
Пикассо. Каталог выставки. Л.. 1982.
Шевалье Д. Пикассо. Голубой и розовый периоды. М., 1995.
Дилъ Г. Пикассо. М., 1995. Дмитриева Н. А. Пикассо. М., 1971.
|