САЛОН (франц. salon,
итал. salo-пе) — официальные выставки произведений живущих мастеров, проводимых
в Париже с 1653 г. по инициативе Королевской академии живописи и скульптуры.
Сначала они проводились ежегодно и не имели своего постоянного
помещения, с 1673 г. устраивались под открытым небом во дворце Пале-Руаяль,
с 1699 — в Лувре (до 1736 г. в Большой галерее, в 1737-1848 гг. в так называемом
Квадратном салоне, давшем им свое название). С 1746 г. Салоны стали проводиться
раз в два года. До середины XIX в. они были самыми представительными официальными
выставками во Франции, на которых в первую очередь представляли произведения
членов академии ("назначенных").
Художники, не принадлежащие к официальной элите, могли показывать
свои работы на площади Дофина (Салон молодых), в Салоне Академии св. Луки, в
лавках на мосту Нотр-Дам и др. С XVIII в. организацией выставок занимался смотритель
королевских строений, а размещение экспонатов было в ведении члена академии.
Так, в 1761-1773 гг. это почетное поручение исполнял Ж. Б. Шарден. Открытию
выставки предшествовал выпуск каталога с кратким описанием наиболее выдающихся
картин и данными о званиях и академических должностях их авторов. Широкий отклик,
неизменно находивший свое отражение на страницах газет, журналов и специальных
изданий, сыграл немаловажную роль в становлении и дальнейшем развитии художественной
критики, одним из родоначальников которой был Д. Дидро, писавший о Салонах в
1759-1781 гг. С 1848 г. выставки стали устраиваться во дворце Гран Пале на Елисейских
полях.
Во времена правления Наполеона I было учреждено специальное
жюри Салона, официальный государственный орган, занимавшийся отбором работ и
поддерживающий, как правило, академическое искусство. Жюри отрицательно относилось
ко всякому нарушению традиций, поэтому появление в Салоне произведений романтиков,
реалистов и начинающих импрессионистов вызывало острую и непримиримую борьбу,
накал которой зачастую свидетельствовал о степени их новизны и художественной
значимости. С середины XIX в. в знак протеста против официально проводимой жюри
политики в области искусства стали возникать независимые художественные выставки
(выставка Г. Курбе «Реализм», 1855; «Салон Отверженных», 1863; выставки импрессионистов,
с 1874). В 1881 г. Салон переходит в ведение Общества французских художников
и утрачивает свой официальный характер. С этого времени начинают проводиться
ежегодные «Весенние салоны», а с 1903 г. и «Осенние салоны». В конце XIX в.
возникают авангардные выставки, также называющиеся салонами («Салон Независимых»,
1884). По аналогии с французскими салонами, стали называть художественные выставки
и в других странах («Московский салон», 1910-1921).
САЛОННОЕ ИСКУССТВО (от Салонов — официальных художественных
выставок, проводимых во Франции) — консервативное направление в искусстве Европы
и Америки XIX-XX вв., опирающееся в основном на нормы академизма и позднего
классицизма. Представители этого искусства пользовались также некоторыми приемами
романтизма, а затем реализма и натурализма, но воспринимали только их внешнюю
сторону, не проникая в суть художественного метода. Характерные черты этих произведений:
эффектная красивость композиции, однозначность содержания, прямолинейная трактовка
сюжета, формальная завершенность, ремесленническая виртуозность исполнения и
сделанность фактуры, имитирующие подлинное художественное мастерство, слащавая
экзальтация в передаче идеализированных образов, ориентация на вкус массового
зрителя, эротика, носящая явно выраженный развлекательный характер, насаждение
«хорошего вкуса» и неприятие нового, коммерциализация искусства.
Салонное искусство. В. Бугро. «Рождение Венеры». 1874 г.
Салонное искусство. А. Кабанель. «Рождение Венеры». 1863 г.
|