Световоздушная среда. А. Смелей. «Берег Сены у Буживаля».
1876 г.
Дж. Констеблу, К. Коро и А. А. Иванову. Но объектом пристального
внимания она стала в середине XIX в. в творчестве художников-импрессионистов,
поднявших ее воспроизведение на небывалую высоту.
СВЕТОТЕНЬ (англ., итал. chiaroscuro, франц. clair-obscur,
нем. Hell-dunkel) — постепенные переходы светлого и темного, распределение цветов
по степени яркости, которые помогают воспроизвести объем изображаемого предмета,
окруженного световоздушной средой. Светотень является важным выразительным средством,
обладающим большим эмоциональным воздействием, способным передать не только
постоянные свойства материального мира, но и изменчивость среды и атмосферных
состояний.
СЕЗАННИЗМ (по имени французского постимпрессиониста
П. Сезанна) — течение в живописи XX в., в основе которого лежат приемы, свойственные
художественной манере П. Сезанна. Главными признаками сезаннизма являются использование
контрастных цветов и создание с их помощью геометричной и обобщенной материальной
формы, обладающей объемом и устойчивостью конструкции.
Влияние П. Сезанна особенно ярко проявилось в раннем кубизме
и в творчестве русских художников, входивших в объединение «Бубновый валет»
(П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, А. В. Лентулова, Р. Р. Фалька и мн. др.).
СИМВОЛИЗМ (от греч. sym-bolon — символ, знак) — направление
в европейском и американском искусстве на рубеже XIX и XX вв., в основе которого
лежал образ-символ, выражающий в аллегорической форме скрытый смысл художественного
произведения.
Представители символизма относились к различным стилевым направлениям
(поздний романтизм, академизм, постимпрессионизм, модерн), но все они были едины
в поиске новых путей передачи неких таинственных сил, будто бы правящих миром,
смутных недостижимых идеалов, неуловимых смысловых оттенков и психических состояний.
Большую роль при этом играли многозначность образа, причудливая
игра метафор, аллюзий и ассоциаций. Символизм возник как своего рода реакция
на ограниченность позитивистской эстетики позднего, утратившего свое величие
реализма и натурализма.
Среди крупнейших представителей символизма можно назвать П.
Пюви де Шаванна, Г. Моро, П. Гогена, М. Дени, О. Редона во Франции, Д. Г. Россетти
и Э. Берн-Джонса в Англии, М. Клингера и Ф. фон Штука в Германии, Э. Мунка в
Норвегии, А. Бёклина, Ф. Ходлера в Швейцарии, А. Райдера в США, М. А. Врубеля,
В. Э. Борисова-Мусатова, Н. К. Рериха и П. В. Кузнецова в России.
СИНТЕТИЗМ (франц. synthetis-me) — направление во французской
живописи конца XIX в., характерными признаками которого являются декоративное
использование цветовых пятен, отсутствие детализации изображения и символический
характер образов, взятых из воображения или ностальгических воспоминаний.
Возникновение этого термина связано с выставкой полотен П.
Гогена и его последователей, художников Понт-Авенской школы, проходившей в 1889
г.
СПЕКТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА — семь цветов солнечного спектра
(красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), составляющие
при оптическом смешении видимый глазом дневной естественный свет. Все цвета
расположены в строгом порядке. Каждые соседние цвета через множество оттенков
могут переходить друг в друга. Замыкающие спектр красный и фиолетовый цвета
переходят в невидимые глазом инфракрасные и ультрафиолетовые зоны.