ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Анри
Мари Раймон де (1864-1901) — французский живописец, один из ярчайших представителей
постимпрессионизма.
Родился в старинной дворянской семье. В детстве, дважды упав
с лошади, сломал обе ноги и на всю жизнь остался калекой. Этот физический недостаток
наложил отпечаток на дальнейшую жизнь художника. Интерес к рисованию пробудился
под влиянием художника Р. Пренсето. Учился у Л. Бонна (1883) и Ф. Кор мона (1884-1885).
Большое влияние на формирование его творческой манеры оказало искусство Э. Дега
и японской гравюры.
«Рю де Мулен». 1894 г.
Ранние работы художника, на которых изображены в основном
его близкие друзья и родственники («Графиня Тулуз-Лотрек за завтраком в Мальроме»,
1883; «Графиня Адель де Тулуз-Лотрек», 1887 — обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби),
написаны с использованием импрессионистической техники, но стремление мастера
максимально правдиво, иногда даже беспощадно, передать индивидуальную характеристику
каждой своей модели говорит о принципиально новом понимании им образа человека
(«Молодая женщина, сидящая за столом», 1889, Собрание Ван Гога, Ларен; «Прачка»,
1889, Собрание Дортю, Париж).
В дальнейшем А. де Тулуз-Лотрек совершенствует способы и методы
передачи психологического состояния моделей, сохраняя при этом интерес к воспроизведению
их неповторимого облика («В кафе», 1891, Музей изящных искусств, Бостон; «Ла
Гулю, входящая в Мулен-Руж», 1891-1892, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Сатирический взгляд художника на мир театра, ночных кафе, артистической богемы
Парижа и опустившихся завсегдатаев притонов находит свое выражение в гротесковом
преувеличении, которым он пользуется при написании таких картин, как «Танец
в Мулен-Руж» (1890, частное собрание), «Занятия Валенте на с новыми девушками
в Мулен Руж» (1889-1890, Художественный музей, Филадельфия) и др.
«Занятия Валентена с новыми девушками в Мулен-Руж». 1889-1890
гг.
Для современников А. де Тулуз-Лотрек был прежде всего мастером
психологического портрета и создателем театральных афиш.
|