СЕРА Жорж (1859-1891)
— французский живописец, график, один из основоположников неоимпрессионизма.
Родился в состоятельной мелкобуржуазной семье. Учился в Муниципальной
школе рисунка (с 1875) и в Школе изящных искусств в мастерской А. Лемана, ученика
Ж. Д. Энгра (1878-1879). На формирование творческого метода Ж. Сера оказало
влияние искусство Э. Делакруа, К. Коро, Т. Кутюра, П. Пюви де Ша ванна, а также
К. Моне и К. Писсарро. Ранние работы Ж. Сера написаны в импрессионистической
манере, они наполнены светом и воздухом, мерцанием разноцветных бликов («Рыбаки
на берегу Сены», 1883, частное собрание, Труа).
В историю живописи Ж. Сера вошел как один из создателей
нового художественного метода, основанного на законах спектрального анализа.
Сера отказался от смешения красок и использовал точечные мазки чистого цвета,
располагая их рядом друг с другом. В глазах зрителя, находящегося на некотором
расстоянии от картины, мазки сливались, образуя яркое красочное полотно. С оптической
точки зрения Ж. Сера изучил возможности красок для создания более темных или
более светлых оттенков. Причем главным в его экспериментах было не соответствие
полученной гаммы естественным краскам природы, а достигаемый их игрой особый
декоративный эффект («Остров Гранд-Жатт», 1884, частное собрание, Нью-Йорк;
«Сена в Курбевуа», 1885. частное собрание, Париж; «В Онфлёре», 1886, Национальная
галерея, Прага).
"Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт". 1884-1886 гг.
Одним из основных произведений Ж. Сера считается «Воскресная
прогулка на острове Гранд-Жатт» (1884-1886. Художественный институт, Чикаго),
созданию которого предшествовало написание множества подготовительных работ,
в которых художник пытался разрешить проблему взаимодействия человеческих фигур
в световоздушной среде. Следуя своей теории, художник делит полотно на две зоны:
освещенную, написанную теплыми чистыми красками, и затененную, с преобладанием
холодных чистых тонов. В целом картина передает ощущение сонной атмосферы летнего
дня.
В 1880-1890-х гг. склонность Сера к локальному декоризму усиливается
(«Парад», 1888, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Натурщицы», 1888, Старая пинакотека,
Мюнхен; «Воскресенье в Портан-Бессен», 1888, Государственный музей Крёллер-Мюллер,
Оттерло; «Портан-Бессен во время прилива», 1888, Нациоальный музей современного
искусства, Париж; «Цирк», 1890-1891, Музей импрессионизма, Париж). В своих работах
он делает попытку возродить принципы декоративно-монументальной композиции,
стремясь преодолеть фрагментарность композиции, свойственную импрессионистам.
"Воскресенье в Портан-Бессен". 1888 г.
• Литература:
Жорж Сера. Поль Синьяк. Письма. Дневники. Литературное наследие.
Воспоминания современников. М., 1976.
Перрюшо А. Жизнь Сера. Пер. с франц. М., 1992.
|