ИМПРЕССИОНИЗМ


Главная

Предисловие

Список сокращений и аббревиатур
Борис-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Ван Гог Винсент
Вламинк Морис де
Гейнсборо Томас
Гоген Поль
Грабарь Игорь Эммануилович
Дега Эдгар Илер Жермен
Делакруа Фердинар Виктор Эжен
Делоне Робер Виктор Феликс
Дени Морис
Дерен Андре
Добиньи Шарль Франсуа
Дюфи Рауль
Иванов Александр Андреевич
Иванов Сергей Васильевич
Констебл Джон
Коро Жан-Батист Камиль
Коровин Константин Алексеевич
Кузнецов Павел Варфоломеевич
Курбе Гюстав
ЛейбльВильгельм
Мане Эдуар
Марк Франц Мориц Вильхельм
Марке Альбер
Матисс Анри Эмиль Бенуа
Модильяни Амедео
Моне Клод Оскар
Моранди Джорджо
Пикассо Пабло
Писсарро Камиль
Пюви де Шаванн Пьер Сесиль
Редон Одилон
Ренуар Пьер Огюст

методическое пособие

МОРАНДИ Джордже (1890-1964) — итальянский живописец и график.

Учился в Болонье в Академии художеств (1907-1913). На формирование творческой манеры Дж. Моранди оказало влияние искусство старых мастеров (Джотто, Мазаччо, Уччелло, Пьеро делла Франческа), французских импрессионистов и живопись П. Сезанна.

Не остался в стороне и от авангардных течений: в 1914 г. принял участие в выставке футуристов.

В ранний период творчества под влиянием П. Сезанна работал в жанре традиционного натюрморта, изображая на своих полотнах предметы домашнего обихода — бутылки, кувшины и т. д. — и заостряя внимание на пластической игре контуров, взаимодействии силуэтов, ритмике цветовых пятен («Натюрморт», Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Графин и ваза», 1916, Собрание Маттиоли, Милан). В 1918 г. Дж. Моранди знакомится с так называемым «метафизическим искусством» и начинает использовать его принципы при написании натюрмортов.

«Натюрморт». 1920-е гг.

Реальные предметы на его полотнах утрачивают свою индивидуальность и материальность, превращаясь в условные модели своих прототипов («Натюрморт», 1918, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Большой метафизический натюрморт», 1918, Собрание Джези, Милан; «Натюрморт», 1918-1919, частное собрание, Флоренция).

В 1920 г. увлечение метафизической живописью проходит, и художник опять обращается к традиционным формам натюрморта и пейзажа. Ограничившись небольшим количеством мотивов, художник тщательным образом исследует пластические свойства однородных предметов, обнаруживая при этом разнообразие выразительных средств. Пейзажи Дж. Моранди этого периода отличает богатство и изысканность цветовых градаций, которые образуют серебристые оттенки южной зелени, вызолоченные солнцем крыши и стены домов, купающиеся в ярком свете дороги и лужайки («Пейзаж», 1928, частное собрание, Флоренция; «Пейзаж», 1936, частное собрание, Болонья; «Белая дорога», 1941, частное собрание, Милан).

Наиболее ярко глубокая созерцательность живописи Дж. Моранди проявилась в натюрмортах. Моделью для их создания служат самые обыкновенные вещи, объединенные в тесные группы или выстроенные в строгие параллельные линии вдоль кромки стола. Реальность отступает, и рождается опоэтизированный образ удивительного в своем многообразии малого мира обычных вещей, особую монументальность которому придает умелое использование света и тени («Натюрморт», 1930, частное собрание, Рим; «Большой натюрморт», Собрание Маттиоли, Милан; «Натюрморт», 1938, частное собрание, Милан; «Натюрморт», частное собрание, Турин; «Композиция из бутылей», 1949, частное собрание, Милан). Нейтральный пустой фон создает размытую перспективу, сосредоточивая внимание на переднем плане.

«Натюрморт». 1940 г.

Натюрморты 1950-1960-х гг. отличает поразительно гармоничное использование сочетаний тончайших цветовых оттенков («Натюрморт», 1946, Галерея Тейт, Лондон; «Натюрморт с чашками», 1953, частное собрание; «Натюрморт», 1957, частное собрание, Париж).

• Литература:

Сарабъянов Д. Мир Моранди //Творчество. 1973, № 10.

Джорджо Моранди. Каталог выставки. М., 1978.

Hosted by uCoz