МОРАНДИ Джордже
(1890-1964) — итальянский живописец и график.
Учился в Болонье в Академии художеств (1907-1913). На формирование
творческой манеры Дж. Моранди оказало влияние искусство старых мастеров (Джотто,
Мазаччо, Уччелло, Пьеро делла Франческа), французских импрессионистов и живопись
П. Сезанна.
Не остался в стороне и от авангардных течений: в 1914 г. принял
участие в выставке футуристов.
В ранний период творчества под влиянием П. Сезанна работал
в жанре традиционного натюрморта, изображая на своих полотнах предметы домашнего
обихода — бутылки, кувшины и т. д. — и заостряя внимание на пластической игре
контуров, взаимодействии силуэтов, ритмике цветовых пятен («Натюрморт», Музей
современного искусства, Нью-Йорк; «Графин и ваза», 1916, Собрание Маттиоли,
Милан). В 1918 г. Дж. Моранди знакомится с так называемым «метафизическим искусством»
и начинает использовать его принципы при написании натюрмортов.
«Натюрморт». 1920-е гг.
Реальные предметы на его полотнах утрачивают свою индивидуальность
и материальность, превращаясь в условные модели своих прототипов («Натюрморт»,
1918, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Большой метафизический натюрморт», 1918, Собрание
Джези, Милан; «Натюрморт», 1918-1919, частное собрание, Флоренция).
В 1920 г. увлечение метафизической живописью проходит, и художник
опять обращается к традиционным формам натюрморта и пейзажа. Ограничившись небольшим
количеством мотивов, художник тщательным образом исследует пластические свойства
однородных предметов, обнаруживая при этом разнообразие выразительных средств.
Пейзажи Дж. Моранди этого периода отличает богатство и изысканность цветовых
градаций, которые образуют серебристые оттенки южной зелени, вызолоченные солнцем
крыши и стены домов, купающиеся в ярком свете дороги и лужайки («Пейзаж», 1928,
частное собрание, Флоренция; «Пейзаж», 1936, частное собрание, Болонья; «Белая
дорога», 1941, частное собрание, Милан).
Наиболее ярко глубокая созерцательность живописи Дж. Моранди
проявилась в натюрмортах. Моделью для их создания служат самые обыкновенные
вещи, объединенные в тесные группы или выстроенные в строгие параллельные линии
вдоль кромки стола. Реальность отступает, и рождается опоэтизированный образ
удивительного в своем многообразии малого мира обычных вещей, особую монументальность
которому придает умелое использование света и тени («Натюрморт», 1930, частное
собрание, Рим; «Большой натюрморт», Собрание Маттиоли, Милан; «Натюрморт», 1938,
частное собрание, Милан; «Натюрморт», частное собрание, Турин; «Композиция из
бутылей», 1949, частное собрание, Милан). Нейтральный пустой фон создает размытую
перспективу, сосредоточивая внимание на переднем плане.
«Натюрморт». 1940 г.
Натюрморты 1950-1960-х гг. отличает поразительно гармоничное
использование сочетаний тончайших цветовых оттенков («Натюрморт», 1946, Галерея
Тейт, Лондон; «Натюрморт с чашками», 1953, частное собрание; «Натюрморт», 1957,
частное собрание, Париж).
• Литература:
Сарабъянов Д. Мир Моранди //Творчество. 1973, № 10.
Джорджо Моранди. Каталог выставки. М., 1978.
|