РЕДОН Одилон (1840-1916)
— французский живописец, график, декоратор.
Учился сначала в Бордо у художника-романтика С. Горина, а
в начале 1860-х гг. в Париже в мастерской Ж. Л. Жерома. Решающее влияние на
его творческое становление оказали работы Э. Делакруа, К. Коро, Ф. Гойи, Леонардо
да Винчи, а также общение с известным графиком Р. Бреде ном, у которого О. Редон
брал уроки офорта и литографии. Не менее важной для него оказалась и дружба
с ботаником А. Клаво, изучавшим связь растений и животных.
В 1870-е гг. О. Редон много рисует и пишет с натуры и в 1878
г. после возвращения из Голландии, где он открыл для себя Рембрандта, предстает
уже зрелым мастером.
С 1879 г. в течение 20 лет художник работает, по его собственному
выражению, в «черной» манере, выполняя рисунки углем, отдельные литографии и
целые литографические серии, являющиеся зачастую иллюстрациями к литературным
произведениям: «В мире мечты», «В честь Эдгара По», «Истоки», «Памяти Гойи»,
«Сны», «Гюставу Флоберу», «Искушение св. Антония», «Дом с привидениями», «Апокалипсис».
Персонажи его работ, с одной стороны, характерны для символического искусства
конца века — скелеты, демоны, падшие ангелы, прекрасные женщины, а с другой,
являются порождением фантазий самого художника: растения с головой или глазом
человека, игрок, несущий на плечах огромную игральную кость, и др. Даже литературные
образы О. Редона, отмеченные особым личностным чувством и наполненные волнующей
тайной, при всей их фантасмагорич ности кажутся живыми. Созданный художником
сумеречный мир пронизан сквозными мотивами: зарождение живых существ, несущих
в мир зло, смерть и страдание; «демоническое» зрение, воплощенное в образе раскрытого
глаза и противостоящего ему внутреннего созерцания («Глаз, подобно странному
шару, поднимается в бесконечность», 1882, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
"Глаз подобно станному шару, поднимается в бесконечность".
1882 г.
В графике О. Редона конца века рядом с образами мирового зла
появляются светлые и строгие образы молодых женщин, детей и стариков, мифологические
персонажи и персонажи, навеянные музыкой Вагнера, духовная чистота и мужественное
благородство которых передается с помощью тончайших линий, легких сгущений тени
и потоков лишенного источника света.
В 1900-е гг. О. Редон пишет свои последние «черно-белые» произведения
— портреты друзей, художников группы «Наби»: П. Боннара, П. Серюзье, Э. Вюйара,
М. Дени, — и начинает писать пастелью и маслом. Он расписывает стены вилл и
монастырей, декорирует ширмы и делает картоны для гобеленов. Добро и зло по-прежнему
составляют главную тему его произведений, но зло в них явно уступает место добру:
погруженные в созерцание страдающий Христос и безмятежный Будда, мертвый Орфей,
возвращающийся в природу, и рождающаяся из нее Венера.
Но самыми характерными для творчества этого периода являются
изображения женщин среди цветов и многочисленные букеты, в которых проявилась
любовь О. Редона к растительному миру, его обостренное чувство цвета и присущая
ему способность придавать реальному миру ирреальные черты фантазии.
|