ВАЛЕР (от франц.
valeur — цена, ценность) — термин в живописи и графике, обозначающий оттенок
тона и определяющий соотношение света и тени при взаимодействии оттенков друг
с другом. Разработана система валёров, которая представляет собой градацию света
и тени какого-либо одного цвета в определенной последовательности. Подобная
система помогает художнику более детально представить предмет в световоздуш
ной среде, показать тонкость цветовых переходов и глубину колорита. Умением
использовать валёры отмечены полотна таких величайших колористов, как Д. Веласкес,
Я. Верме ер, Ж. Б. Шарден, К. Коро, В. И. Суриков, среди импрессионистов системой
валёров широко пользовались Дж. де Ниттис и Ф. Зандоменеги.
ВЕРИЗМ (итал. verismo, от vero — правдивый, истинный)
— реалистическое направление в итальянской живописи конца XIX в., характерной
чертой которого был интерес к жизни рабочих и крестьян, острая социально-критическая
направленность и вместе с тем пессимистическое, порой пассивно-натуралистическое
восприятие действительности. Крупнейшими представителями веризма были Ф. П.
Микетти, Дж. Пел лицца да Вольпедо.
ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА — основанная на зрительном восприятии
система передачи удаленных предметов, включающая в себя смягчение очертаний,
ослабленное изображение деталей, уменьшение яркости цвета и другие приемы. Попытки
передать воздушную перспективу наблюдаются уже в средневековых китайских пейзажах,
но свое теоретическое обоснование метод получил в XVI в. в работах Л. да Винчи.
Широко использовался этот прием в голландском пейзаже XVII в. и особенно в XIX
в. в работах импрессионистов.
Воздушная перспектива. К. Писсарро. «Осеннее утро в Эраньи».
1897 г.
Уинслоу Хомер. «За отмелью». 1883 г.
Чайлд Хэссем. «Дождливый день в Бостоне». 1885 г.
ВРЕМЯ (англ, time, франц. temps, нем. Zeit) — наряду
с пространством основная форма существования материи, связанная с чередованием
различных этапов в жизни природы и человека.
Объективное восприятие времени всегда обусловлено причинно-следственными
связями, взаимовлиянием прошлого, настоящего и будущего, субъективным переживанием
времени и его интерпретацией в различных типах сознания.
С момента своего зарождения пластические искусства, являющиеся
по своей сути пространственными и создающими неизменяемые во времени произведения,
тем не менее включают в свой образный строй какую-либо концепцию времени, которая
выражается в передаче движения, в развитии и последовательности событий.
|