БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА
Стоящие перед ними задачи художники решали, в основном используя
приемы постимпрессионизма (русский сезаннизм), фовизма, кубизма, а также русского
народного искусства (изразцы, росписи, лубок и т. д.). Их излюбленными жанрами
были пейзаж, портрет и натюрморт. Основные проблемы были связаны с передачей
объема на плоскости и построением формы с помощью цвета, что способствовало
выявлению материальной сущности изображаемой натуры.
«Бубновый валет». И. И. Машков. «Камелия». 1913 г.
Члены общества занимались организацией выставок, где представляли
не только свои работы, но и картины В. В. Кандинского, А. Г. Яв ленского, живших
в Мюнхене, французских художников Ф. Валлоттона, Ж. Брака, К. Ван Донгена, А.
Гле за, Р. Делоне, А. Дерена, А. Марке, А. Матисса, П. Пикассо, А. Руссо, П.
Синьяка и др.
В 1917 г. объединение распалось, после того как из него вышли
сначала В. Д. и Д. Д. Бурлюки, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, К. С. Малевич
(1911), склонные к примитивизму, ку бофутуризму и абстракционизму и организовавшие
свою выставку под названием «Ослиный хвост», а затем П. П. Кончаловский, А.
В. Куприн, А. В. Лентулов, И. И. Машков, В. В. Рождественский, Р. Р. Фальк,
тяготевшие к традиционным приемам станковой живописи (1916-1917).
БЫТОВОЙ ЖАНР (франц. genre, нем. Sittenbild), жанровое
искусство — один из жанров изобразительного искусства, основными темами которого
являются сцены из повседневной, частной и общественной жизни человека, из крестьянского
и городского быта. Истоки жанра уходят в глубокое прошлое (наскальные пи саницы,
росписи и рельефы Древнего Востока, античная вазопись, редневековая житийная
икона и миниатюра, декор буддийских храмов и росписи храмов Древней Америки).
Его основные черты сложились в XIV-XV вв., а начиная с XVI
в. он стал самостоятельным видом искусства благодаря творческой деятельности
многих европейских художников (П. Брейгеля в Нидерландах, Ми келанджело да Караваджо
в Италии). Прекрасные образцы этого жанра в XVII в. продемонстрировали фламандцы
П. Рубенс, Я. Иордане, А. Брауэр, Д. Терние, малые голландцы братья А. и И.
Остаде, Г. Терборх, Я. Стеен, Я. Вермеер Делфтский, француз Л. Ленен. Дальнейшее
развитие жанра было связано с изысканными и слегка ироничными галантными сценами
и картинами домашней жизни, представленными французскими живописцами XVIII в.
А. Ватто, Ф. Буше, Ж. Б. Шарденом, О. Фрагонаром, с уютными интерьерами на полотнах
представителей немецкого, австрийского, русского би дермайера и романтизма XIX
в.
В середине XIX в. в бытовом искусстве прочно утвердились демократические
идеалы и социально-критическая направленность в изображении общественных отношений
и бытовых ситуаций, связанные с именами О. Домье, Г. Курбе, Ж. Ф. Милле во Франции,
А. Менцеля в Германии, А. Г. Венецианова, П. А. Федотова, В. Г. Перова, И. Е.
Репина и художников-передвижников в России.
На рубеже XIX-XX вв. бытовой жанр приобретает новые
черты: острая характерность и повышенный интерес к передаче оттенков ситуации
и психологического состояния (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар во Франции), стремление
проникнуть в вечные тайны бытия (П. Гоген во Франции, В. Э. Борисов-Мусатов,
К. С. Петров-Водкин в России).
Бытовой жанр. Э. Мане. «У папаши Латюиль». 1879 г.
|