ИМПРЕССИОНИЗМ


Главная

Предисловие

Список сокращений и аббревиатур
Борис-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Ван Гог Винсент
Вламинк Морис де
Гейнсборо Томас
Гоген Поль
Грабарь Игорь Эммануилович
Дега Эдгар Илер Жермен
Делакруа Фердинар Виктор Эжен
Делоне Робер Виктор Феликс
Дени Морис
Дерен Андре
Добиньи Шарль Франсуа
Дюфи Рауль
Иванов Александр Андреевич
Иванов Сергей Васильевич
Констебл Джон
Коро Жан-Батист Камиль
Коровин Константин Алексеевич
Кузнецов Павел Варфоломеевич
Курбе Гюстав
ЛейбльВильгельм
Мане Эдуар
Марк Франц Мориц Вильхельм
Марке Альбер
Матисс Анри Эмиль Бенуа
Модильяни Амедео
Моне Клод Оскар
Моранди Джорджо
Пикассо Пабло
Писсарро Камиль
Пюви де Шаванн Пьер Сесиль
Редон Одилон
Ренуар Пьер Огюст

методическое пособие

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

АБСТРАКЦИОНИЗМ (англ, abstractionism, франц. abstractionnisme, abstractivisme, от лат. abstractus — отвлеченный), беспредметное искусство, конфигуративное искусство, конкретное искусство — направление в искусстве XX в., ставящее во главу угла формальные элементы — линию, цветовое пятно и отвлеченную конфигурацию.

Абстракционизм сформировался в 1910-х гг. сразу в нескольких европейских странах. Крупнейшими его представителями и основоположниками были В. В. Кандинский и К. С. Малевич в России, П. Мондриан в Голландии, Р. Делоне и Ф. Купка во Франции. Разработанный ими метод отвлеченных построений служил для выражения внутренних закономерностей и постигаемых с помощью интуиции сущностей, которые скрываются за преходящими явлениями видимого мира. Для В. В. Кандинского, К. С. Малевича и П. Мондриана первоэлементами формы были наделенные духовным содержанием живописные знаки, из которых складывались пластические формулы, отражавшие отношения между элементами универсума. Р. Делоне, в свою очередь, отвергая идеалистическую метафизику единомышленников, ограничивался исследованиями живописного языка, концентрируя свое внимание на динамических качествах цвета.

Существуют две разновидности абстракционизма, которые наметились после его появления: геометрический, основанный на правильных четко очерченных конфигурациях (К. Малевич, П. Мондриан и близкий к ним Р. Делоне), и лирический, в основе которого лежат свободно текущие формы (В. В. Кандинский).

Наибольшего расцвета абстракционизм достиг после второй мировой войны, став главным направлением в искусстве стран Западной Европы и Северной Америки.

Абстракционизм. Р. Делоне. «Дань уважения Блерио». 1974 г.

Современные художники отдают предпочтение лирической абстракции, внутри которой зародились новые течения: абстрактный экспрессионизм (Дж. Поллок, X. Хофман, А. Горки, Р. Мазеруэлл, М. Ротко, Ф. Клайн), ташизм (Ж. Матье, П. Су лаж, Ж. Базен, Э. Бедова, А. Йорн), иероглифический абстракционизм (М. Тоби, М. Грейвз, Дж. Бисье, А. Ми шо), которые утрачивают универсально-метафизическую основу. Эти течения используют абстрактную форму только для непосредственной фиксации психических состояний, переживаний и ощущений художника.

АВТОПОРТРЕТ (от греч. autos — сам и франц. portrait — портрет, англ, self-portrait, франц. autoportrait, нем. Selbstbildnis) — живописное, графическое или скульптурное изображение художника, выполненное им самим при помощи одного зеркала или системы зеркал. Содержит оценку своей личности, своей роли в общественной жизни и искусстве, декларацию своих творческих принципов.

Художник может быть представлен в разных обличьях, в разных одеждах, его изображение может быть включено в жанровую сцену или групповой портрет.

Автопортрет. В. Ван Гог. «Автопортрет с перевязанным ухом». 1889 г.

АР НУВО (франц. art nouveau — новое искусство) — распространенное в некоторых европейских странах название стиля модерн, возникшее благодаря одноименной выставке, проводимой в Цюрихе в 1952 г. и посвященной этому стилю.

АХРОМАТИЧЕСКИЕ ТОНА — так называемые бесцветные, серые тона, различающиеся по светлоте и близости к белому или черному.

Hosted by uCoz