ТЕНЬ (англ, shade,
shadow, франц. ombre, нем. Schatten) — скрытые от источника света, наименее
освещенные детали художественного произведения, изображенных в нем фигур, предметов,
пространства. Различают тень объемной формы и падающую тень. Понятие тени не
совпадает с понятием темного, так как тень на светлом предмете, например, отличается
обилием рефлексов и поэтому бывает очень легкой. Импрессионисты первыми отказались
от темных, черных теней в пользу цветных и прозрачных.
Тень. К. Моне. «Сорока». 1869 г.
ТЕПЛЫЙ ЦВЕТ — цвет, относящийся к теплой части спектра
(красные, оранжевые, желтые тона).
ТЕХНИКА (от греч. techne — искусство, мастерство) —
совокупность знаний, навыков, способов и приемов, необходимых для создания художественного
произведения.
В более узком специальном смысле техника означает индивидуальную
манеру художника, его почерк, способ нанесения мазка и т. д., приближаясь по
значению к понятию мастерства.
ТОН (франц. ton, от греч. tonos — ударение, напряжение)
— 1) начальный, простейший элемент светотени в природе и в художественном произведении:
степень светлоты, свето насыщенность отдельных участков пространства, фигур
и предметов в зависимости от интенсивности их освещенности.
Так как природный диапазон света и тени красящих материалов
гораздо больше того, который в силу технических причин может себе позволить
художник, в живописи и графике существует не столь обширная, но довольно богатая
оттенками пропорциональная шкала для воспроизведения естественного светотеневого
тона; 2) начальный, простейший элемент цвета в природе и колорита в художественном
произведении: интенсивность цветового оттенка, соответствующего воспроизводимому
участку натуры или изображения по отношению к основным цветам спектра, выражающее
его отличительные черты (огненно-красный, золотисто-оранжевый, лимонно-желтый
и т. д.); 3) общий светотеневой строй художественного произведения или мотива,
определяемый целым диапазоном его светотеневых градаций от самого темного до
самого светлого тона; 4) общий тон, близкий по значению к тональности и цветовой
гамме полотна — цветовой строй художественного произведения или мотива, его
основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета картины, создающий
единый колорит (золотистый, теплый, холодный и т. д.) и лежащий в основе «тональной»
живописи.
Тон. О. Ренуар. «На террасе». 1881 г.
ТОНАЛЬНОСТЬ (франц. tonalite) — общий колористический
или светотеневой строй произведения живописи или графики. Чаще употребляется
по отношению к цвету, приближаясь по значению к понятию цветовой гаммы и общего
цветового тона. В графике указывает на характер общего светотеневого тона.
|