ГАММА (греч. gamma)
цветовая — гармоничное сочетание взаимосвязанных цветовых тонов и оттенков,
в основе которого лежит один доминирующий цвет. Бывает темная и светлая, теплая
и холодная, яркая и приглушенная и т. д.
Гамма. Э. Будем. «Пристань в Довилле». 1869 г.
«ГОЛУБАЯ РОЗА» — объединение художников-символистов.
Оно было образовано в Москве в 1907 г. живописцами и графиками Н. П. Крымовым,
П. В. Кузнецовым, братьями В. Д. и Н. Д. Милиоти, Н. Н. Сапуновым, М. С. Сарьяном,
С. Ю. Судейки ным, П. С. Уткиным, Н. П. Феофилак товым, А. В. Фонвизиным и др.
Своим названием объединение обязано одноименной выставке,
организованной в Москве в 1907 г. журналом «Золотое руно». Творчество членов
данного объединения характеризуется мистико-иносказательной тематикой и тяготением
к ориента-листским мотивам. Их работы отличаются изысканной причудливостью линейных
ритмов, плоскостным приемом изображения, повышенной декоративностью стилизованных
форм, приглушенным сочетанием цветов.
В живописной манере большинства представителей «Голубой розы»
своеобразно претворились приемы, заимствованные у импрессионистов и получившие
у них иное смысловое значение. Так, раздельные мазки импрессионистов у голуборозовцев
уплотнились и удлинились, стали текучими и изгибающимися, похожими на водяные
струи (Кузнецов) или языки пламени (Милиоти), приобрели декоративную выразительность,
приняв на себя повышенную эмоциональную нагрузку.
Общество «Голубая роза» распалось в 1910 г.
«Голубая роза». М. С. Сарьян. «Виноград». 1911 г.
ГРАДАЦИЯ (лат. gradatio — постепенное повышение, от
gradus — ступень) — постепенное изменение цвета, светотени, следование оттенков
в рамках одного произведения.
ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ — портрет, на котором изображено
не менее трех персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единым действием
или сценой.
Групповой портрет. А. Фантен-Латур. «Мастерская в Батиньоле».
1870 г.
|