МАТИСС Анри Эмиль
Бенуа (1869-1954) — один из выдающихся французских живописцев, рисовальщик,
скульптор, декоратор.
Родился в семье хлеботорговца. Получив диплом юриста,
работает адвокатом (1889-1891). В 1891 г. приезжает в Париж и приступает к систематическим
занятиям живописью сначала в академии Жюлиана, а затем в Школе декоративных
искусств (1892) и в Школе изящных искусств в мастерской Г. Моро (1893-1899).
Совершенствует свое мастерство, копируя в Лувре работы старых мастеров. После
знакомства с творчеством импрессионистов, постимпрессионистов и английского
живописца Дж. Тёрнера А. Матисс начинает использовать более насыщенные краски,
отдавая предпочтение светлым цветам («Булонский лес», ок. 1902, ГМИИ, Москва;
«Люксембургский сад», ок. 1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Большое влияние на
него оказало искусство П. Сезанна («Обнаженная натура. Слуга», 1900, Музей современного
искусства, Нью-Йорк; «Посуда на столе», 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
«Корсиканский пейзаж». 1898 г.
Встреча с П. Синьяком в 1904 г. привела к созданию нескольких
работ в дивизионистической манере («Роскошь, покой и наслаждение», 1904, Национальный
музей современного искусства, Париж).
Начало 1900-х гг. в творчестве А. Матисса отмечено созданием
своего оригинального стиля, в становлении которого немалую роль сыграло изучение
восточного искусства. Одним из основных мотивов его картин становится изображение
восточных ковров, ваз, танцовщиц в восточных одеждах. А. Матисс добивается гармоничной
уравновешенности цвета и рисунка; линии четко очерченного контура, заключающие
красочные плоскости звучных цветовых оттенков, образуют прихотливо извивающиеся
ритмичные узоры. Чистыми цветами и четкими линиями он рисует фигуры и предметы,
лишенные объема, тяжести и вещественности («Статуэтка и вазы на восточном ковре»,
1908, ГМИИ, Москва; «Красная комната», 1908; «Голубая скатерть», 1909; панно
«Танец» и "Музыка" для московского особняка С. И. Щукина, 1910 — все в Эрмитаже,
Санкт-Петербург).
«Булонский лес». Ок. 1902 г.
Поездки в Испанию, а особенно в Марокко и Танжер обогатили
живопись А. Матисса национальными мотивами, новыми пространственными решениями
и включением в декоративный строй его полотен яркой экзотической натуры («Испанский
натюрморт», 1911, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Госпожа Матисс в маниль ской шали»,
1911, Художественный музей, Базель; трехчастная сюита: Вид из окна. Танжер»,
«Зора на террасе», «Вход в казба», 1912, ГМИИ, Москва).
Тяжело переживает художник первую мировую войну. Его глубокая
эмоциональная подавленность выразилась в сумрачных, суровых полотнах, отмеченных
темной глухой палитрой и почти геометрическими формами («Вид на Нотр-Дам», 1914,
Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Балконная дверь в Коллиуре», 1914.
Национальный музей современного искусства. Париж).
|