ИМПРЕССИОНИЗМ


Главная

Предисловие

Список сокращений и аббревиатур
Борис-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Ван Гог Винсент
Вламинк Морис де
Гейнсборо Томас
Гоген Поль
Грабарь Игорь Эммануилович
Дега Эдгар Илер Жермен
Делакруа Фердинар Виктор Эжен
Делоне Робер Виктор Феликс
Дени Морис
Дерен Андре
Добиньи Шарль Франсуа
Дюфи Рауль
Иванов Александр Андреевич
Иванов Сергей Васильевич
Констебл Джон
Коро Жан-Батист Камиль
Коровин Константин Алексеевич
Кузнецов Павел Варфоломеевич
Курбе Гюстав
ЛейбльВильгельм
Мане Эдуар
Марк Франц Мориц Вильхельм
Марке Альбер
Матисс Анри Эмиль Бенуа
Модильяни Амедео
Моне Клод Оскар
Моранди Джорджо
Пикассо Пабло
Писсарро Камиль
Пюви де Шаванн Пьер Сесиль
Редон Одилон
Ренуар Пьер Огюст

методическое пособие

ПАЛИТРА (франц. palette) — совокупность красок, которыми пользуется художник при создании живописного произведения.

ПАННО (франц. panneau) — живописное произведение, служащее для украшения стены, потолка архитектурного сооружения, выполненное на холсте маслом или темперой вне предназначенного ему места.

ПАСТЕЛЬ (франц. pastel, итал. pastello, от pasta — тесто) — цветные карандаши без оправы, сформованные из красочного порошка, а также живопись и рисование ими.

Пишут пастелью по шероховатой поверхности бумаги, картона, по грунтованному холсту и т. д. Причем начинают жесткими карандашами, а заканчивают мягкими. Красочный порошок растушевывают пальцами или специальной растушкой.

Работы, выполненные пастелью, отличаются бархатистой матовой поверхностью красочного слоя, звучным и чистым цветом, мягкостью красок, долго сохраняющих первоначальную свежесть. Среди импрессионистов своим увлечением пастелью выделялся Э. Дега.

Пастель. Э. Дега. «Женщина, расчесывающая волосы». Ок. 1883 г.

ПАСТОЗНОСТЬ (от итал. pastoso — тестообразный) — художественный прием, выражающийся в утолщении красочного слоя в результате нанесения густых мазков непосредственно на грунт или на уже просохшие слои.

Пастозность проявляется в рельефности, неровности красочного слоя, в пластичном мазке и служит для подчеркивания материальной стороны предмета и придания динамизма композиции.

Пастозность. А. Матисс. «Подсолнечники в вазе». Ок. 1898 г.

ПЕЙЗАЖ (франц. paysage, англ, landscape, нем. Landschaft) — жанр изобразительного искусства или отдельные его произведения, показывающие природу и окружающую человека среду. В зависимости от того, на чем сосредоточено внимание художника, и характера изображения выделяют сельский, городской, архитектурный, индустриальный пейзаж, к особой разновидности пейзажа относятся изображения водной стихии — морской (марина) и речной пейзажи. Кроме того, пейзаж может быть историческим, показывающим облик Земли в прошлом или отражающим вечные законы развития природы, — и фантастическим, основанным на воображении художника. Большое распространение получил космический, или астральный, пейзаж — реально увиденное с Земли или придуманное звездное пространство, а также изображения планет и других космических объектов. Начиная с XVI в. пейзаж оформляется в самостоятельный жанр и появляются его основные разновидности: лирический, героический, документальный пейзаж. Это связано с творчеством таких художников, как П. Брейгель в Нидерландах, А. Альтдорфер в Германии, П. Рубенс во Фландрии, Я. ван Гойен, Рембрандт, Я. ван Рёйсдал в Голландии, Н. Пуссен, К. Лоррен во Франции, Ф. Гварди в Италии.

Основное завоевание XIX в. в области пейзажа — пленэр — привело к возникновению импрессионизма (французы Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар), открывшего новые возможности в передаче пространства, изменений световоздушной среды, сложной цветовой гаммы. Ведущие пейзажисты конца XIX — начала XX в. (П. Сезанн, В. Ван Гог, А. Матисс во Франции, М. С. Сарьян в Армении, А. И. Куинд жи, Н. К. Рерих в России) пытаются решить сложные философские проблемы, расширяют эмоциональные и ассоциативные качества пейзажной живописи.

П
   Начало страницы
   Назад    1    2    3    4    5    Вперед
   Главная
Hosted by uCoz