ПАЛИТРА (франц.
palette) — совокупность красок, которыми пользуется художник при создании живописного
произведения.
ПАННО (франц. panneau) — живописное произведение, служащее
для украшения стены, потолка архитектурного сооружения, выполненное на холсте
маслом или темперой вне предназначенного ему места.
ПАСТЕЛЬ (франц. pastel, итал. pastello, от pasta —
тесто) — цветные карандаши без оправы, сформованные из красочного порошка, а
также живопись и рисование ими.
Пишут пастелью по шероховатой поверхности бумаги, картона,
по грунтованному холсту и т. д. Причем начинают жесткими карандашами, а заканчивают
мягкими. Красочный порошок растушевывают пальцами или специальной растушкой.
Работы, выполненные пастелью, отличаются бархатистой матовой
поверхностью красочного слоя, звучным и чистым цветом, мягкостью красок, долго
сохраняющих первоначальную свежесть. Среди импрессионистов своим увлечением
пастелью выделялся Э. Дега.
Пастель. Э. Дега. «Женщина, расчесывающая волосы». Ок. 1883
г.
ПАСТОЗНОСТЬ (от итал. pastoso — тестообразный) — художественный
прием, выражающийся в утолщении красочного слоя в результате нанесения густых
мазков непосредственно на грунт или на уже просохшие слои.
Пастозность проявляется в рельефности, неровности красочного
слоя, в пластичном мазке и служит для подчеркивания материальной стороны предмета
и придания динамизма композиции.
Пастозность. А. Матисс. «Подсолнечники в вазе». Ок. 1898
г.
ПЕЙЗАЖ (франц. paysage, англ, landscape, нем. Landschaft)
— жанр изобразительного искусства или отдельные его произведения, показывающие
природу и окружающую человека среду. В зависимости от того, на чем сосредоточено
внимание художника, и характера изображения выделяют сельский, городской, архитектурный,
индустриальный пейзаж, к особой разновидности пейзажа относятся изображения
водной стихии — морской (марина) и речной пейзажи. Кроме того, пейзаж может
быть историческим, показывающим облик Земли в прошлом или отражающим вечные
законы развития природы, — и фантастическим, основанным на воображении художника.
Большое распространение получил космический, или астральный, пейзаж — реально
увиденное с Земли или придуманное звездное пространство, а также изображения
планет и других космических объектов. Начиная с XVI в. пейзаж оформляется в
самостоятельный жанр и появляются его основные разновидности: лирический, героический,
документальный пейзаж. Это связано с творчеством таких художников, как П. Брейгель
в Нидерландах, А. Альтдорфер в Германии, П. Рубенс во Фландрии, Я. ван Гойен,
Рембрандт, Я. ван Рёйсдал в Голландии, Н. Пуссен, К. Лоррен во Франции, Ф. Гварди
в Италии.
Основное завоевание XIX в. в области пейзажа — пленэр — привело
к возникновению импрессионизма (французы Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар), открывшего
новые возможности в передаче пространства, изменений световоздушной среды, сложной
цветовой гаммы. Ведущие пейзажисты конца XIX — начала XX в. (П. Сезанн, В. Ван
Гог, А. Матисс во Франции, М. С. Сарьян в Армении, А. И. Куинд жи, Н. К. Рерих
в России) пытаются решить сложные философские проблемы, расширяют эмоциональные
и ассоциативные качества пейзажной живописи.
|