РЕПИН Илья Ефимович
(1844-1930) — крупнейший русский живописец, график.
Родился на Украине в семье военного поселенца, в детстве зарабатывал
деньги писанием икон. В 1864 г. художник приехал в Петербург и поступил в Академию
художеств. Творческий метод сформировался под большим влиянием И. Н. Крамского,
который считал изучение жизни главным в работе художника. Писал жанровые картины,
портреты, исторические полотна («Иван Грозный и сын его Иван», 1885, Третьяковская
галерея, Москва; «Запорожцы», 1878-1891, Русский музей, Санкт-Петербург) и картины,
отражающие современное революционное движение («Арест пропагандиста», 1878-1892;
«Сходка», 1883; «Отказ от исповеди», 1879-1885; «Не ждали», 1884 — все в Третьяковской
галерее, Москва). Одно из первых произведений И. Е. Репина, «Бурлаки на Волге»
(1870-1873, Третьяковская галерея, Москва), стало событием в истории русской
живописи XIX в. Находясь во Франции (1873-1876), художник знакомится с искусством
импрессионистов. Работы этого периода говорят о том, что Репин стремился в совершенстве
овладеть пленэрной живописью («Парижское кафе»). Примером этому может служить
написанная уже на родине небольшая картина «На дерновой скамье» (1876, Русский
музей, Санкт-Петербург), выполненная в светлых зелено-серебристых тонах.
Расцвет творчества И. Е. Репина падает на 1880-е гг. В «Крестном
ходе в Курской губернии» (1880-1883, Третьяковская галерея, Москва), отмеченном
тонкими нюансами цвета, размеренным чередованием красочных пятен коричнево-серых
одежд крестьян, парчовых риз священнослужителей, черных костюмов мужчин и ярких
нарядов женщин, позолоченного фонаря с разноцветными ленточками, художник удивительно
правдоподобно передает движение толпы, пронизанное пылью раскаленного воздуха.
"Портрет пианистки гр. Луизы Мерси д Аржанто". 1890 г.
Динамична и психологически насыщена композиция картины «Не
ждали» (1884-1888). С одной стороны, она ограничена пространством комнаты, а
с другой — связана с окружающим миром радостной свежестью виднеющегося сквозь
дверь пейзажа, потоком рефлексирующего света, льющегося на фигуру ссыльного.
Этот свет придает происходящему ощущение праздника и надежды на обновление жизни.
Эмоциональной выразительностью картина обязана великолепному владению И. Е.
Репиным пленэрной живописью.
|