МАНЕ Эдуар (1832-1883)
— французский живописец и график, один из ярчайших художников, положивших начало
импрессионизму.
Художественное кредо Э. Мане сформировалось в основном под
влиянием разочарования, вызванного поражением буржуазной революции 1848 г. Под
непосредственным впечатлением от этого события семнадцатилетний парижанин из
буржуазной семьи бежал из дома и нанялся матросом на морское парусное судно.
В дальнейшем путешествовал мало и почти всю свою жизнь провел в неустанной работе
в своей мастерской.
Э. Мане резко выступал против академических форм творчества,
но на протяжении почти всей своей жизни он испытывал глубокое уважение к традициям
некоторых великих мастеров, непосредственное или опосредованное влияние которых
проявляется во многих его произведениях («Балкон», 1868-1869, Музей Орсэ, Париж;
«За кружкой пива», 1873, Собрание К. Тисен, Филадельфия).
Характер его живописи во многом определяется опытом его предшественников:
великих испанцев Веласкеса и Ф. Гойи, знаменитого голландского мастера Ф. Хальса,
французских живописцев О. Домье и Г. Курбе, но также и стремлением перешагнуть
за существующие традиции и создать новое, современное, отражающее окружающий
мир искусство. Первым шагом на этом пути явились две картины, прозвучавшие как
вызов официальному искусству: «Завтрак на траве» (1863, Музей Орсэ. Париж) и
«Олимпия» (1863, Музей Орсэ. Париж). После их написания художник подвергся жестокой
критике со стороны публики и прессы, на его защиту встала лишь небольшая группа
художников, среди которых были К. Моне, Э. Дега, П. Сезанн и др., а нападки
журналистов отражал один Э. Золя. В благодарность в 1868 г. Э. Мане пишет портрет
писателя (Музей Орсэ, Париж), представляющий собой классический пример характеристики
модели при помощи натюрмортных деталей.
«Аржантёй». 1874 г.
Импрессионисты считали Э. Мане своим идейным вождем и предшественником.
Но его искусство гораздо шире и не укладывается в рамки одного направления,
хотя художник всегда поддерживал импрессионистов в основополагающих взглядах
на искусство, касающихся работы на плэнере и отражения мимолетного впечатления
от реально существующего мира. Так называемый импрессионизм Э. Мане более близок
живописи японских мастеров. Он упрощает мотивы, уравновешивая в них декоративное
и реальное, создает обобщенное представление о виденном: чистое впечатление,
лишенное ненужных подробностей, выражение радости ощущения («На берегу моря»,
1873, Собрание Ж. Дусе, Париж). Э. Мане неоднократно участвовал в совместной
работе с К. Моне и О. Ренуаром на берегах Сены, где основным мотивом его картин
становится ярко-синяя вода («В лодке», 1874, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Э. Мане любит рисовать человека на фоне пейзажа, передавая ощущение свежести
природы его мимикой, жестом и выразительными позами («Аржантёй», 1874, Музей
искусств, Турне).
Наиболее близка к импрессионистическому восприятию мира картина
«Лодка — мастерская К. Моне» (1874, Новая пинакотека, Мюнхен), в которой, используя
дополнительные желтые и синие мазки, художник добивается полной иллюзии вибрирующего
движения воды, затененной лодкой. Нельзя сказать, что эта работа на пленэре
сильно изменила творческую манеру художника, но она значительно обогатила его
живописную палитру. Так, он отказался от использования чистого черного цвета,
особенно при написании пейзажей, и заменил его сочетанием отдельных мазков разного
цвета.
«Лодка-мастерская К. Моне». 1874 г.
|