МАНЕ
В 1874 г. Э. Мане совершает путешествие в Венецию, впечатления
от которого вылились в серию импрессионистических картин, написанных энергичными
мазками («Канале Гранде в Венеции», 1875, Компания Провидент Секъюрити, Сан-Франциско).
В поздний период своего творчества Э. Мане отходит от импрессионизма
и возвращается к своему прежнему стилю. В середине 1870-х гг. увлеченно работает
пастелью, которая помогала ему использовать достижения импрессионистов в области
анализа цвета, сохранив при этом собственное представление о равновесии между
силуэтом и объемом ( <Женщина, подвязывающая чулок», 1880, Собрание Нансен,
Копенгаген). Работа Э. Мане пастелью способствовала смягчению его живописной
манеры даже в тех случаях, когда он описывал далеко не поэтичные образы, навеянные
произведениями современных ему писателей («Нана», 1877, Кунстхалле, Гамбург;
«У папаши Латюиль», 1879, Музей, Турин). Вершиной творчества Э. Мане является
его знаменитая картина «Бар в Фоли Бержер» (1882, Галерея института Варбурга
и Курто, Лондон), которая представляет собой синтез мимолетности, нестабильности,
сиюминутности, свойственных импрессионизму, и постоянства, стабильности и незыблемости,
присущих классическому направлению в искусстве. Четкий передний план картины
противопоставлен заднему — неясному и почти фантастическому зеркальному отражению.
Это произведение можно считать программным в творчестве Э. Мане, так как оно
отражает его излюбленные темы: натюрморт, портрет, различные световые эффекты,
движение толпы.
«Олимпия». 1863 г.
Официальное признание Э. Мане получил в 1882 г., когда ему
был вручен орден Почетного Легиона — главная награда Франции.
"Завтрак на траве". 1863 г.
"Бар в Фоли-Бержер". 1882 г.
• Литература:
Э. Золя. Эдуар Мане. Пер. с франц. Л., 1935.
Э. Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников.
Пер. с франц. М., 1965.
Чвгодаев А. Д. Э. Мане. М., 1985.
|