ИМПРЕССИОНИЗМ


Главная

Предисловие

Список сокращений и аббревиатур
Борис-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Ван Гог Винсент
Вламинк Морис де
Гейнсборо Томас
Гоген Поль
Грабарь Игорь Эммануилович
Дега Эдгар Илер Жермен
Делакруа Фердинар Виктор Эжен
Делоне Робер Виктор Феликс
Дени Морис
Дерен Андре
Добиньи Шарль Франсуа
Дюфи Рауль
Иванов Александр Андреевич
Иванов Сергей Васильевич
Констебл Джон
Коро Жан-Батист Камиль
Коровин Константин Алексеевич
Кузнецов Павел Варфоломеевич
Курбе Гюстав
ЛейбльВильгельм
Мане Эдуар
Марк Франц Мориц Вильхельм
Марке Альбер
Матисс Анри Эмиль Бенуа
Модильяни Амедео
Моне Клод Оскар
Моранди Джорджо
Пикассо Пабло
Писсарро Камиль
Пюви де Шаванн Пьер Сесиль
Редон Одилон
Ренуар Пьер Огюст

методическое пособие

РУО Жорж (1871-1958) — французский живописец, гравер, художник по стеклу.

В юности занимался витражами, что в значительной степени повлияло на дальнейшее творчество Ж. Руо и позволило критикам говорить о том, что его странная живопись напоминает средневековые витражи.

Учился в Париже в Школе изящных искусств у Э. Делоне и Г. Моро (1891-1895).

В начале 1900-х гг. создает целую галерею гротесковых картин, на которых изображает людей дна, бродячих артистов, разнообразные греховные проявления современной цивилизации («Голова трагического клоуна», 1904, частное собрание; «Проститутка», 1906, Музей Пти-Пале. Париж).

«Женщины». 1907 г.

К концу 1900-х гг. сатирический талант Ж. Руо в полной мере проявился в изображении служителей правосудия, ущербные фигуры и изуродованные пороком лица которых выступают из синих клубов мрака, напоминая персонажей дантев-ского ада («Судьи», 1908, Королевский музей изящных искусств, Копенгаген; «Трое судей», 1913, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Олицетворенному злу, правящему бал в отсутствие Бога, противостоят трагические образы Христа и изнуренного старого паяца («Голова Христа», 1905, частное собрание; «Старый клоун», 1917, частное собрание).

С конца 1910-х гг. живописная тематика Ж. Руо становится полностью религиозной, а художественная манера напоминает традиции средневекового искусства: готический витраж, лиможская эмаль, византийская мозаика.

На его полотнах полыхают чистые насыщенные краски, заключенные в черные линии контура («Распятие», 1918, частное собрание; «Голова Христа», 1937-1938, Музей искусств, Кливленд; «Наша Жанна», 1940-1948, частное собрание; «Вероника», 1945, Национальный музей современного искусства, Париж). Социальная сатира отходит на второй план или исчезает совсем, театральные персонажи или рожденные воображением художника образы напоминают героев Священной истории («Раненый клоун», ок. 1933, частное собрание, Париж; «Мудрый Пьеро», 1940-1948, частное собрание).

Длительная работа над одной и той же небольшой картиной, многочисленные ее переделки приводили к совершенно удивительному эффекту: проступающие через верхние и нижние слои краски начинали светиться, и в этом свечении возникал образ-видение как некое воплощение вечного противостояния добра и зла («Старый король», 1937, Институт Карнеги, Питсбург; «Последний романтик», 1937, частное собрание).

«Рабочий-ученик» (автопортрет). 1925 г.

Среди зрелых работ мастера особое место занимают пейзажи с изображением безбрежных восточных ландшафтов, озаренных мерцающим светом заходящего солнца («Закат», 1937-1938, Художественный музей, Вустер; «Христианский ноктюрн», 1952, Национальный музей современного искусства, Париж).

Пренебрежительное отношение к красоте приемов, трагичность содержания и тяготение к мистике сделали Ж. Руо одним из предшественников сюрреализма.

• Литература:

Костеневич А. Живопись Жоржа Руо (1871-1958) // Искусство Франции XV-XX веков. Л., 1975.

Hosted by uCoz