ДАДАИЗМ (от франц.
dada — конек, детская деревянная лошадка) — литературно-художественное движение,
возникшее во время первой мировой войны в Цюрихе (1916) среди эмигрантов различных
национальностей. Порожденное ужасом перед кошмарной кровавой бойней, оно с самого
начала несло на себе отпечаток нигилизма. Дадаисты, группировки которых находились
также в Берлине, Кёльне, Ганновере, Нью-Йорке и Париже, отвергали планомерное
построение произведений, ставили во главу угла случайность, прибегали к пародии
на творчество и разрушению художественной формы. Крупнейшими представителями
дадаизма были М. Дюшан, Ф. Пика биа, X. Арп, М. Эрнст, К. Швиттерс.
Дадаизм. Ф. Пикабиа. «Я снова вспоминаю мою дорогую Удни».
1914 г.
ДВИЖЕНИЕ (англ, movement, motion, франц. mouvement,
нем. Веwegung) — перемещение в пространстве, изменение. В искусстве это одна
из форм, выражающих концепцию времени.
Для передачи движения в произведениях изобразительного искусства,
которые не изменяются во времени, существуют свои особые приемы, известные с
глубокой древности. Так, например, с их помощью неизвестный мастер сумел запечатлеть
бег лошади в пещере Ляско. В конце XIX — начале XX в. на живописных полотнах
В. Ван Гога, экспрессионистов и футуристов воспроизводится двигательная энергия
их авторов в момент творчества.
XX в. отмечен непосредственным введением реального движения
и временного развития в изобразительное искусство (кинетическое искусство, мультипликационное
кино).
Движение. В. Ван Гог. «Оливковая роща». 1889 г.
|