ДЕКОРАТИВНОСТЬ (от лат. decoro — украшаю) — один из
способов выражения красоты в художественном произведении, определяемый его композиционно-пластическим
и колористическим строем. Изначальное значение декоративности проявляется в
орнаменте, в основе которого лежит предметная форма, переходящая сначала в символ,
а затем в декоративный мотив (солнечный круг, изгиб волны и т. д.).
Свой вторичный смысл декоративность приобретает в процессе
синтеза искусств, когда взаимодействие предметов осуществляется через отношения
частей и целого.
ДИВИЗИОНИЗМ (от франц. divison — разделение), другое
его название пуантилизм (от франц. pointiller — писать точками) — система в
живописи, основа которой — методическое разложение сложного цветового тона на
чистые цвета.
Разделение на полотне выражается четко различимыми мазками
в виде точек и небольших прямоугольных линий.
При зрительном восприятии картины с определенного расстояния
происходит оптическое смешение мазков. Дивизионизм составлял основу художественного
метода неоимпрессионистов.
Впервые теоретическую разработку и практическое применение
дивизионизм получил в творчестве французских живописцев Ж. Сера и П. Синьяка
в 1880 — 1890-х гг.
В дальнейшем он широко применялся в работах французских (А.Э.
Кросс), бельгийских (Т. ван Рейселберге), итальянских (Дж. Сегантини) и русских
(Н. В. Мещеряков) художников.
Дивизионизм. Ж. Сера. «Цирк». 1891 г.
ДИНАМИКА (от греч. dynamis — сила) — выражение в произведении
искусства движения, временных изменений, внутренней энергии при помощи особых
приемов (характер мазка в живописи), создающих определенный ритм, воспринимаемый
во времени.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА — два цвета — красный и голубовато-зеленый,
оранжевый и голубой, желтый и синий, зеленовато-желтый и фиолетовый или зеленый
и пурпурный, — звучание которых при сопоставлении усиливается, а их смешение
воспринимается как белый цвет. Эта особенность дополнительных цветов широко
использовалась импрессионистами для создания особого мерцающего эффекта.