СЕРОВ Валентин
Александрович (1865-1911) — выдающийся русский живописец.
Родился в музыкальной семье: его отец А. Н. Серов был известным
композитором и критиком, а мать — пианисткой, сочинявшей музыку.
Проявив с раннего детства незаурядные способности к рисованию,
он поступает в петербургскую Академию художеств, где получает первые уроки художественного
мастерства у И. Е. Репина и П. П. Чистякова.
Юношеские годы В. А. Серов провел в удивительной атмосфере
Московского художественного кружка в подмосковном имении Абрамцево, владельцем
которого был тонкий ценитель искусства, меценат С. И. Мамонтов. Старшими наставниками
и товарищами в этот период у него становятся В. Д. Поленов, В. М. Васнецов и
другие передвижники, а друзьями — молодые талантливые художники К. А. Коровин,
М. А. Врубель, И. С. Остроухов, М. В. Нестеров. В Абрамцеве появляются первые
зрелые работы живописца, среди которых и знаменитая «Девочкас персиками» (1887,
Третьяковская галерея, Москва), ставшая явлением в истории развития русской
живописи. На картине, полной свежего легкого дыхания и радости жизни, изображена
дочь С. И. Мамонтова — Вера, но это более чем портрет, это целая поэзия безмятежного
детства, отрадная красота неискаженных человеческих чувств. Эта картина воспринималась
художником как своеобразное окно в мир, полный света и воздуха, в котором розовый
цвет являлся основным колористическим акцентом, вызывая отклик различных оттенков
дополнительного зеленого тона. Такое ощущение окружающего мира как нельзя ближе
роднило В. А. Серова с французскими импрессионистами.
"Портрет И. А. Морозова". 1910 г.
Те же звучные и нежные цвета, импрессионистическая манера
передачи света характерна и для другого выдающегося полотна В. А. Серова «Девушка,
освещенная солнцем» (1888), моделью для которого послужила его родственница,
художница М. Симонович.
Особая созвучность природы и душевного состояния человека
определяет совершенство серовских пейзажей. В некоторых из них, представляющих
деревенскую Россию, чувство удивительной гармонии и скромной прелести осеннего
поля омрачается невеселыми мыслями о тяжелой жизни народа на этой многострадальной
земле («Октябрь. Домотканово», 1895, Третьяковская галерея, Москва). В других,
напротив, мажорно и жизнеутверждающе воспринимается сияющий образ мира — «Купание
лошади» (1905).
«Портрет О. К. Орловой». 1911 г.
|