ЦОРН Андерс Леонард
(1860-1920) — шведский художник, гравер, скульптор.
Родился в крестьянской семье. Учился в художественной школе
(1875-1877) и Академии художеств в Стокгольме (1877-1881). Кроме Швеции, работал
в Англии, Италии, Венгрии, Турции, Северной Африке, Париже, Америке. В ранний
период творчества писал акварели, отличающиеся тщательной прорисовкой деталей,
острой характеристикой образов и окружающей их обстановки («Хлеб наш насущный»,
1886, Национальный музей, Стокгольм). Писать маслом начал в Париже, где находился
с 1888 по 1896 г. Здесь в основном сформировалась его творческая манера под
влиянием искусства Ж. Бастьен-Лепажа и импрессионистов. В 1889 г., находясь
под впечатлением от работ О. Ренуара, картиной «Первое купание» (Атенеум, Хельсинки)
А. Цорн открывает свою большую серию «Ню», в которой изображает обнаженных женщин
в пейзаже или интерьере при различном освещении, передавая пластически весомые
формы северной красоты («Купальщица», 1897, ГМИИ, Москва; «Девушки в бане»,
1906, Национальный музей, Стокгольм).
«Сельский праздник (Танцы в Иванову ночь)». 1890-е гг.
В память о пребывании в Париже художник пишет несколько красочных
картин, воспроизводящих ощущения человека в беспрестанном движении большого
города («В омнибусе», 1890-е, Музей художника, Мура; «Вальс», частное собрание,
США). Чувством щемящего одиночества веет от фигурки молодой девушки на фоне
мерцающих красок от зеленоватого уличного фонаря и желтой настольной лампы,
затерявшейся в небольшом парижском кафе («Ночной эффект», 1895, Кунстхал ле,
Гамбург).
В 1890-е гг. Цорн создает ряд жанровых картин, написанных
в духе немецкого художника М. Либермана и передающих колорит народной жизни
(«Выпечка хлеба в Муре», 1889, частное собрание, Стокгольм; «Сельский праздник
(Танцы в Иванову ночь)», 1890-е, ГМИИ, Москва).
«Танец в избе в Гопсмуре». 1914 г.
|