ДОБИНЬИ Шарль Франсуа
(1817-1878) — французский художник, график, мастер пейзажа, связавший своим
творчеством традиции барбизонской школы и формирующегося импрессионизма.
Учился у своего отца Э. Ф. Добиньи и у П. Делароша. Совершал
путешествия в Италию (1835-1836), Голландию (1866), Великобританию и Испанию,
которые, оказав влияние на формирование его как художника, практически не отразились
на тематике его работ: почти все картины, написанные Ш. Добиньи, посвящены природе
его родной Франции. Он много работал на натуре, о чем свидетельствует большое
количество рисунков.
В изображениях природы Ш. Добиньи отходит от классицистических
канонов и утверждает жанр реалистического пейзажа. Его ранние работы отличаются
некоторой красивостью и повышенной декоративностью, но постепенно он склоняется
к простым деревенским пейзажам, пронизанным чистотой и непосредственностью восприятия
(«Жатва», 1852, Лувр, Париж). Художник стремится передать изменчивость природы,
ее свежесть и аромат («Запруда в Оптево», 1855, Музей изящных искусств и керамики,
Руан). В его картинах монументальность и величественность гармонично сочетаются
с тонким лиризмом и правдивостью изображения, рождающимися из утонченных и нежных
оттенков естественных цветов («Берег в Виллервиле», 1875, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
«Пруд». 1858 г.
Стремясь максимально приблизиться к объекту своего творчества,
Ш. Добиньи строит лодкумастерскую и путешествует на ней по Уазе и Сене. Результатом
такого тесного общения с природой явились многочисленные этюды, написанные маслом
(«Деревня на берегу Уазы», 1868, ГМИИ, Москва). Они буквально завораживают своей
свежей и легкой цветовой гаммой, будто заимствованной у самой природы. На протяжении
всей своей творческой жизни Ш. Добиньи уделял большое внимание проблеме колорита,
его палитра гораздо свет лее, чем у других представителей барбизонской школы,
а по части передачи игры света и тени ему не было равных.
«Берег Уазы». 1859 г.
Ярким примером удивительного цветового решения может служить
картина «Утро» (1858, ГМИИ, Москва), в которой, изображая небо и воду, он использует
в основном голубые и розовые оттенки, такие же нежные и светлые, как в реальной
жизни. Это первостепенное внимание к проблеме передачи света и игры красок и
некоторая небрежность в отношении четкости линий и правильности изображения
деталей роднит Ш. Добиньи с молодым поколением художников — импрессионистами,
которым он помог организовать выставку картин в Салоне в 1868 г.
• Литература:
Яворская Н. Пейзаж барбизонской школы. М., 1968.
|