ФАКТУРА (лат. factura
— обработка, строение) — характер поверхности и ее воспроизведение в художественном
произведении. Фактурные особенности зависят от физических свойств натуры (яркие
природные краски передаются в живописи более густыми рельефными мазками), от
назначения и размеров произведения (фактура эскиза или этюда более свободная,
чем фактура картины). В XVI-XVIII вв. художники отдавали предпочтение гладкой,
«скрытой» фактуре живописи, а в XIX-XX вв. они открыли для себя «явную» фактуру,
используя для ее создания широкий мазок и неровно нанесенные слои краски.
Фактура. К. Писсарро. «Снег в Лувесьенне». 1872 г.
ФОВИЗМ (от франц. fauve — дикий), «дикие» — направление
во французском искусстве начала XX в., крупнейшими представителями которого
были А. Матисс, Ж. Руо, А. Дерен, А. Марке, М. Вламинк, Ж. Брак, Р. Дюфи, О.
Фриез, Ж. Фландрен, К. ван Донген.
Впервые фовисты громко заявили о себе на парижской выставке
1905 г. Публика была шокирована настоящей вакханалией цвета, «дикой» выразительностью
кричащих красок, что и послужило причиной возникновения столь странного названия.
Имеющая декоративную направленность живопись фовистов отличается преимущественным
использованием насыщенных чистых цветов, контрастным сочетанием хроматических
плоскостей, заключенных в темный широкий контур, обобщенностью формы, лишенной
объема и данной вне законов линейной перспективы. Некоторые черты, непосредственно
присущие фовизму, объединяли его с одновременно возникшим с ним экспрессионизмом.
Фовизм. М. Вламинк. «Красные деревья». 1906 г.
ФОН (франц. fond, букв. — дно, глубинная часть) — задний,
пространственный план композиции. Он может быть нейтральным (лишенным какого-либо
изображения) или включать в себя элементы пейзажа, интерьера, орнамент и т.
д.
Фон. В. Ван Гог. «Папаша Танги». 1887-1888 гг.
|